Защита права частной собственности при вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации

Цель занятия – анализ проблемы защиты права частной собственности при вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации, выявление коллизий между конституционным, гражданским и таможенным законодательством.
Задачи занятия:
1. Усвоение вопросов теории и практики защиты прав частной собственности при вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации.
2. Осмысление понятийного аппарата: «культурные ценности», «вывоз культурных ценностей», «временный вывоз культурных ценностей», «защита права частной собственности».
3. Изучение правового механизма оборота культурных ценностей в области таможенного дела. Комплексное использование знаний в области конституционного, таможенного и гражданского права в вопросах перемещения культурных ценностей через таможенную границу.
4. Приобретение практических навыков работы с документами при вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации.
5. Коллективный анализ проблемных ситуаций, связанных с невозможностью полноценной реализации лицами права частной собственности при вывозе культурных ценностей с таможенной территории Российской Федерации
Примерный план и программа
Постановка ее целей и задач занятия (10 мин.).
Мозговой штурм на тему: «Защита права частной собственности при вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации». Выявляется уровень знаний студентов по данной теме, а также актуализируется потребность в приобретении новых знаний и навыков.
Раскрываются основные понятия темы, рассматриваются основные положения Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», уточняется опредедение частной собственности, характеризуются формы его реализации. Выявляются проблемы соотношения публичных и частных интересов при обороте культурных ценностей в области таможенного дела (20 мин.).
Постановка целей и задач для работы в группах (10 мин.). Предполагается деление участников дискуссии на малые группы (до 8 человек в каждой), назначение руководителей групп.
Работа в группах по фабуле гипотетического дела на тему: «Что делать или кто виноват?» (20 мин.).
Гражданка Бессеребренникова переезжала на постоянное место жительства из России в Израиль. В процессе пересечения ею государственной границы и одновременном перемещении через таможенную границу товаров сотрудниками таможенного органа в багаже гражданки Бессеребренниковой были обнаружены следующие предметы:
– набор бывших в употреблении серебряных столовых приборов 1874 года выпуска;
– 12 монет дореволюционного и советского периодов;
– икона неизвестного художника и неизвестного времени написания (возможно современного периода);
– 3 картины с подписями «Бессеребренников» (по заверениям гражданки, написанные ее мужем, ныне покойным)
– коллекция бабочек.
Найденные предметы были изъяты, а в отношении гражданки Бессеребренниковой возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за недекларирование товаров. Должностным лицом таможенного органа также было дано разъяснение о том, что все указанные предметы представляют собой культурные ценности, а для их вывоза за границу необходимо специальное разрешение. Кроме того, часть из них не подлежат вывозу за пределы России.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
Какие из названных предметов можно признать культурными ценностями?
Какой порядок получения разрешения и вывоза культурных ценностей за границу?
Влияют ли на возможность вывоза за границу следующие факторы: «возраст» предмета; гражданство лица; форма собственности предмета; его стоимость; авторство культурной ценности; согласие автора на вывоз культурной ценности?
Почему положением Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» запрещен вывоз культурных ценностей старше 100 лет? Существуют ли исключения из данного правила?
Как соотносятся право частной собственности и запрет на вывоз культурных ценностей?
Как поступить гражданке Бессеребренниковой? Возможен ли выход из создавшейся ситуации?
Изменится ли решение задачи, если Бессеребренникова передаст в дар учреждению культуры икону?
Студенты знакомятся с исходной информацией на основании изложенных в фабуле обстоятельств. В ограниченных временных рамках достигается оперативное решение практической задачи, основанное на осмыслении теоретических положений. Вырабатывается коллективная позиция по предложенным проблемам. Дается правовая оценка нормам Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», проверяется их соответствие Конституции РФ.
Целесообразным представляется выдвижение аргументов как в пользу защиты интересов частных субъектов (права их частной собственности), так и в пользу защиты интересов государства (сохранение культурного наследия России). В идеале должна возникнуть острая дискуссия, подтверждающая коллизию действующего законодательства в данной части.
Доклады групп (20 мин.). Представители групп высказывают свои версии по фабуле гипотетического дела, озвучивают решения. Предлагаются варианты разработанного в каждой группе «собственного» алгоритма решения проблемы.
Наряду с общей позицией может иметь место и особое мнение отдельных участников группы.
Подведение итогов занятия (10 мин.). Проводится анализ проделанной группами работы, отмечаются сильные и слабые стороны представленных решений.
Необходимо затронуть вопросы:
– какая польза получена от дискуссии для ее участников; в чем она заключается;
– достигнуты ли цели и задачи дискуссии;
– получены ли в ходе занятия новые знания или навыки у студентов;
Анкетирование участников занятия.

Комментирование закрыто.