«Юридические» особенности представительства несовершеннолетних

Особенности преподавания спецкурса «Защита прав детей»:

Юридические аспекты

Цикл лекций «Юридические» особенности представительства несовершеннолетних

(Группа 3. Н.В. Исаева, Н.В. Кравчук, Л.Н. Соломенникова, М.Т. Тимофеев, А.Л. Шиловская)

  1. Предмер, метод, цели и задачи курса  (2 часа)
  2. Внесудебные способы разрешения споров с участием несовершеннолетнего (2/2 часа)
  3. Досудебные способы разрешения споров с участием несовершеннолетнего (2/2 часа)
  4. Разрешение споров с участием несовершеннолетнего в суде. Подсудность (2/2 часа)
  5. Особенности представительства интересов несовершеннолетнего из социально неблагополучных семей (2/2/2 часа)
  6. Особенности представительства интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой государства (2/2/2 часа)
  7. Особенности представительства интересов несовершеннолетних, находящихся в учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений пенитенциарной системы (4/2/2 часа)
  8. Ролевая игра (4 часа)

Всего 38 часов

Пояснительная записка. Цикл рассчитан на студентов старших курсов, адвокатов, участников НКО, в том числе – в клиниках. Логика курса объясняется субъектом правоотношений, который может оказаться в разной жизненной ситуации, где могут быть затронуты/нарушены его права: семья (благополучная, неблагополучная); школа, учреждения опеки и попечительства, ЦВС, СИЗО, колонии и т.д.

Курс имеет междисциплинарную направленность, поэтому к лекциям можно привлекать специалистов разных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, негосударственных учреждений иных лиц, которые связаны как с обеспечением прав детей, их охраной, так и защитой.

Курс требует системного представления возможностей по защите прав детей, обеспечиваемых всей системой права России.

Ролевая игра: ее содержание может быть обусловлено:

  1. интересом группы, которая учится;
  2. квалификацией преподавателей.

И, наконец, третий день рабочей встречи был посвящен преимущественно особенностям обучения профессиональным навыкам работы юриста по делам с участием несовершеннолетних. Участники обсудили особенности таких навыков как интервьюирование, консультирование, анализ дела, работа с доказательствами, их специфику применительно к «детской» проблематике и особенности обучения этим навыкам.

По мнению участников встречи, специфика детей, как клиентов, проявляется, например, в том, что:

  • Язык общения юриста и ребенка должен быть простым; у ребенка может быть специфичным.
  • Информация должна быть понятной и доступной для ребенка.
  • У ребенка, как правило, есть готовность к диалогу.
  • Необходимо выяснить почему ребенок пришел (сам или под чьим-то влиянием, по чьему-то совету).
  • Ребенок может не понимать или не может сформулировать свою проблему (он просто понимает, что ему что-то мешает или не нравится).
  • Ребенок может находится в состоянии стресса/страха.
  • У детей, находящихся в трудных или кризисных ситуациях очень часто нет доверия к любым взрослым. Поэтому юристу это приходиться преодолевать.
  • У ребенка может быть чувство одиночества, ненужности.
  • У ребенка может быть неосознанное желание найти защиту.
  • Страх перед новым/будущим.
  • Склонность к фантазированию.
  • Максимализм.
  • «Недееспособность».
  • Раннее взросление.
  • Неадекватность восприятия («маленькое кажется большим»).

Участникам встречи было предложено оценить, какие навыки или качества работы юриста наиболее сильно зависят от «детской специфики». Участникам было предложено назвать три наиболее «зависимых навыка» и проранжировать их, исходя из того, что 1 – навык максимально зависимый от «детской специфики»; 3 – навык минимально зависимы1 от «детской специфики». Ниже приводятся результаты такого ранжирования, выполненные в нескольких малых группах:

Навыки юриста

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 3

Гр. 4

Гр. 5

Сред. бал

Этика

2

3

2,5

Интервьюирование

1

1

1

1

1

Консультирование

2

2

2

2

2

Анализ дела

-

Выработка позиции

1

1

АРС

3

3

Юридическая техника

-

Работа с доказательствами

3

3

Адвок-е досье/делопр-во

3

3

Допрос

3

3

Прения

-

Для того, чтобы юристу было легче общаться с ребенком, чтобы ребенку можно было оказать более эффективную помощь, чтобы преодолеть возможные препятствия, обусловленные спецификой клиента, участники встречи высказали следующие рекомендации:

  • Чаще улыбайтесь,
  • Оказывайте повышенное внимание к ребенку,
  • Выражайте сочувствие,
  • Добавляйте «теплые» нотки в голосе,
  • Позы, жесты, дистанция,
  • Устраняйте потенциальные помехи (напр., выключайте телефон),
  • Будьте открытым, готовым к диалогу,
  • «Антураж»,
  • Не любишь детей – УХОДИ.

По результатам работы встречи была подготовлена рабочая тетрадь. Этот материал в целом отражает опыт работы по «детской» проблематике конкретной организации, представленной на рабочей встрече. Кроме того, в рабочую тетрадь включен материал, который был разработан участниками в ходе встречи, либо представляет, с нашей точки зрения, интерес для всех юридических клиник, работающих с детьми.

Рабочую тетрадь можно заказать, направив письменный запрос на имя Веры Романовой по адресу vromanova@abamos.ru; в запросе необходимо указать: ФИО получателя, полный почтовый адрес, включая индекс; запрашиваемое количество экземпляров.

Екатерина Шугрина,

Директор программы

Ольга Хазова,

Юрист программы

Комментирование закрыто.