Юридическая клиника как элемент механизма защиты прав человека в России

На сегодняшний день практика организации юридических клиник, с одной стороны, как форма оказания помощи населению, а с другой – как один из эффективных методов развития у студентов юридических факультетов высших образовательных учреждений навыков практической работы, является распространенной. Важность данного института обусловливается несколькими обстоятельствами, в том числе тем, что именно в рамках деятельности таких клиник представители социально незащищенных слоев населения могут получить бесплатную юридическую помощь, а студенты могут применить знания, полученные ими в период обучения.
Юридическая клиника на юридическом факультете НОУ ВПО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург) существует с 1998 г. и одновременно является Общественной приемной Уполномоченного по права человека в Свердловской области.
Деятельность юридической клиники регламентируется положением. Кроме того, ежегодно обновляются программы прохождения учебной и производственных практик, разрабатываемые деканом юридического факультета совместно с управляющим клиникой.
Специализация отсутствует, услуги оказываются по вопросам, относящимся ко всем отраслям права, включая гражданское, трудовое, семейное, жилищное и т.д. Большинство обращений относятся к гражданскому праву и гражданскому процессу. Исключение составляют уголовные дела, по которым консультирование не осуществляется.
Деятельностью юридической клиники руководит специально назначенное лицо, имеющее достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки. Управляющий осуществляет предварительный контроль за деятельностью студентов путем проверки проектов ответов на поставленные перед студентами вопросы. Отчеты, составленные студентами по результатам прохождения практики, оцениваются деканом и руководителем.
В клинике работают студенты 4-го и 5-го курсов очного отделения, которые таким образом проходят учебную или производственную практику. При желании студенты 5-го курса очного отделения и 6-го курса заочного и очно-заочного отделений могут проходить в юридической клинике производственную практику. Кроме того, студенты младших курсов могут при наличии разрешения управляющего и при условии контроля с его стороны оказывать юридическую помощь клиентам клиники. Таким образом, численность студентов, работающих в юридической клинике, изменяется ежегодно, она зависит от численности студентов на 4-м и 5-м курсах. При возникновении трудностей по тому или иному вопросу студенты могут обратиться к любому преподавателю Гуманитарного университета, поэтому не возникает необходимости в привлечении преподавателей-консультантов. Непосредственно со студентами работает управляющий клиникой.
Консультации проводятся с понедельника по пятницу с 15:00 до 18:00. Суббота и воскресенье – выходные дни. Предварительная запись не осуществляется: клиентом юридической клиники может стать любое лицо, обратившееся по указанному адресу в рамках установленного времени.
С 2000 г. читается спецкурс, подготовленный руководителем практики на основе участия в программах Фонда Форде. Курс включает лекции по следующим темам: «Понятие, содержание и значение профессиональной этики»; «Подготовка, проведение и оценка результатов интервьюирования и консультирования»; «Ведение переговоров». В рамках нескольких лекций
разъясняются требования, предъявляемые к студентам 4-го и 5-го курсов, которые допускаются к участию в деятельности клиники.
Указанный курс предполагает проведение как лекционных, так и практических занятий. На занятиях моделируются ситуации, по которым студенты должны разработать программу дальнейших действий, определиться с тем, какие обстоятельства по делу являются основными, а какие носят второстепенный характер, на что нужно обратить особое внимание.
Материальное обеспечение деятельности клиники осуществляет Гуманитарный университет.
С 1998 г. информация о работе клиники распространяется через средства массовой информации и информационные листки. При этом большинство клиентов направляются в юридическую клинику сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, а также непосредственно клиенты передают соответствующую информацию своим знакомым и родственникам.
За 10 лет работы мы можем сделать определенные выводы. В частности, представляется эффективным объединять в рамках одного дежурства студентов младшего и старшего курсов. В этом случае студенты учатся не только давать консультации, но и интервьюировать клиентов, т.е. устанавливать доверительные отношения и правильно задавать вопросы.
В обязательном порядке следует вести журнал регистрации клиентов, в котором отражаются:
– сведения о клиенте, в том числе его контактный телефон;
– подтверждение, что клиент ознакомлен с тем, что его консультируют студенты;
– согласие клиента на раскрытие информации;
– даты встреч с клиентом;
– расписка о получении и ясности консультации, а также об отсутствии претензий по содержанию или по форме консультации.
Поскольку консультируют не дипломированные специалисты, а студенты, необходимо предусмотреть, что письменный проект каждой консультации до передачи его клиенту должен быть предоставлен руководителю клиники или назначенному им лицу для проверки. Следовательно, консультация не должна предоставляться в день обращения. Наиболее оптимальный срок подготовки ответа – 7 дней.
Также по итогам работы клиники представляется целесообразным отказаться от консультирования по уголовным делам. По гражданским, семейным и трудовым спорам возможно не только консультирование клиентов, но и участие студентов в судебных процессах в качестве представителей. Практика показала, что студенты демонстрируют положительные результаты при предоставлении им достаточного уровня свободы как при подготовке ответа, так и при ведении дела в суде.
В целом студенты, осуществляя интервьюирование, консультирование и представительство в судах, приобретают и совершенствуют необходимые им в дальнейшей деятельности практические навыки, что, безусловно, положительно сказывается как на уровне образования, так и на уровне правовой защищенности и правовой культуре населения соответствующего региона или населенного пункта.

Комментирование закрыто.