В каком порядке осуществляется приватизация дачных, садовых, огородных участков?

Проведение приватизации может осуществляться либо садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением (то есть коллективно и организованно) либо в индивидуальном порядке каждым гражданином.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок приватизации дачных, садовых и огородных земельных участков. В соответствии с изменениями, внесенными законом «о дачной амнистии» от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставленный до вступления в силу закона № 93-ФЗ, может быть приватизирован членом данного некоммерческого объединения в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения.  Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

- удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения  дачного хозяйства, огородничества, садоводства  на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому пакету документов является кадастровый план соответствующего земельного участка.

Однако если сравнить предусмотренную законом «о дачной амнистии» процедуру, изложенную выше, с существовавшим ранее порядком, то обнаружится отсутствие в данном законе мер, действительно упростивших бы приватизацию дачных (садовых) земельных участков. Главный смысл «упрощения» процедур приватизации заключался в устранении из числа органов, участвующих в принятии решений о приватизации, органов местного самоуправления, деятельность которых максимально затрудняла (и продолжает затруднять) приватизацию гражданами своих земельных участков. Как было показано выше, для садоводов и дачников в этом смысле ничего не изменилось. Не изменился принципиально и пакет документов, который садоводы и дачники должны были готовить для проведения приватизации их участков.

Законом установлено, что член садоводческого объединения может «бесплатно» приватизировать свой земельный участок, стать полноправным собственником. Между тем, на практике для каждого из них это означает непомерные расходы за проведение землеустройства и прохождение кадастрового учета. По различным данным, результатом пятилетней реализации процедур переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобретения в собственность являются всего 4% граждан, переоформивших свои права. Остальные 96% медлят из-за обычной бюрократической волокиты, которая на самом деле является немалым тормозом. Но главное препятствие – серьезные материальные средства, которые вынуждены выплачивать садоводы, огородники и дачники. Это делает несостоявшейся так называемую «бесплатную» приватизацию земельных участков.

В процессе оформления права собственности на земельный участок открывается еще ряд подводных камней, таких, например, как решение вопроса о собственности на земли общего пользования. В случае принадлежности земли садоводческому (дачному) некоммерческому объединению, все вопросы, связанные с землями общего пользования, решаются проблематично. Это объясняется длительностью процедуры, так как для этого требуется наличие 100% собственников (членов объединения), которые должны единогласно принять соответствующее решение. Решение данного вопроса важно особенно сейчас, когда участились случаи захвата земель общего пользования, и поэтому на такие участки предпочтительнее всего регистрировать общую долевую собственность граждан-собственников садовых и дачных земельных участков.

В этом случае следует учесть, что переоформление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими на это правом в пределах своей компетенции, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.