УПРАЖНЕНИЕ ПО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЮ. ДЕЛО СМИРНОВОЙ.

Инструкция для студента-юриста

К Вам на прием записалась Смирнова Мария Федоровна. Ей 37 лет. Обратилась в клинику по вопросу регулирования имущественных отношений между супругами.

Информация для клиента

Вас зовут Смирнова Мария Федоровна. Вам 37 лет. Вы домохозяйка. Уже 14 лет вы состоите в браке со Смирновым Петром Владимировичем. Ваш муж является главой администрации Советского района г. Энска. У Вас 2 детей: мальчик 10 лет и девочка 7 лет. Вы обратились в клинику, чтобы узнать, какими правами на имущество, нажитое в браке, Вы обладаете. Муж Вас убедил, что все куплено на его деньги (квартира, автомобиль, гараж, дача, домашняя обстановка) и принадлежит только ему.
Вы тихая, покладистая, запуганная мужем женщина. Вы неразговорчивы , боитесь высказать собственное мнение. Вы убеждены во всесилии Вашего мужа, который, занимая высокую должность и имея высшее образование, своим властным, авторитарным характером полностью подавил Вашу волю. Вы абсолютно несамостоятельны, все важные решения в Вашей семье принимает Ваш муж.

Конфиденциальная информация для клиента

Истинной целью Вашего визита является получение информации о порядке и последствиях развода. Развестись Вы хотите, так как Ваша семейная жизнь стала для Вас невыносимой. Собственных денег у   Вас нет, муж выдает их только на хозяйственные расходы, а на личные нужды Вам и детям денег не дает. Часто муж приходит домой пьяным, иногда поздно ночью, при этом избивает Вас и детей. Кроме того, Вам стыдно перед Вашими знакомыми и соседями, так как все знают, что муж часто Вам изменяет. Обо всем этом Вы бы не хотели рассказывать, так как Вам стыдно и неловко об этом говорить. Поэтому сообщаете об этом юристу с большой неохотой и только в ответ на прямой вопрос. Перед ответом выдерживаете паузу в 5-10 сек.
В ответ на вопрос юриста о том, хотите ли Вы развестись, отвечаете с большим сомнением, так как боитесь, что в случае развода муж отберет  у Вас детей. Поэтому на самом деле Вы бы еще хотели выяснить , можно ли лишить Вашего мужа родительских прав.

Инструкция для преподавателя

Цели занятия
-    правильное формулирование вопросов;
-    выяснение точной проблемы, с которой обратился клиент;
-    умение общаться с «трудным» клиентом;
-    установление доверительных отношений с клиентом;
-    умение работать в группе: распределять роли, взаимодействовать.

Хронологический план

1.Вступительная часть (7-9 мин.)
Войдя в аудиторию, преподаватель громко здоровается (Добрый день). Выдержав паузу, интересуется настроением студентов и замечает, что несмотря на действительное настроение очень важно настроиться на позитивность и доброжелательность, так как сегодня занятие не сможет состояться без этого. То, как настрой и внутреннее состояние юриста может повлиять на клиента и на результаты интервьюирования, поможет показать мини-демонстрация:
Клиент приходит на прием к юристу, который явно очень озабочен какой-то своей проблемой и поэтому не внимательно слушает клиента, невпопад поддакивает, просит повторить прямо обращенные к нему вопросы и т.д. В результате клиент  окончательно запутывается и перестает что-либо говорить.
После демонстрации преподаватель просит студентов прокомментировать данный прием и назвать, что юрист должен был сделать, чтобы этого не произошло.
После обсуждения поднимается вопрос о последствиях приема двумя юристами, находящимися в конфронтации после только что происшедшей между ними ссоре. И делается вывод , что очень важно соответствующим образом подготовить не только помещение, но и себя для интервью.
Используя метод мозгового штурма, обсуждается , чему студенты надеются научиться после проведения занятия. Далее методам «вопрос-ответ» выявляются навыки и умения, которые необходимы юристу для проведения интервьюирования.
В заключение преподаватель объясняет, что сегодня будет отрабатываться только 3 навыка: умение правильно задавать нужные вопросы, умение работать в группе и умение входить в контакт с клиентом, поэтому при обсуждении необходимо обращать особое внимание именно на эти навыки.

2.    План и правила игры (5 мин.)
Преподаватель вывешивает плакат с планом игры и объясняет его.
Для представления правил игры выдает раздаточные материалы по технике комментирования, работе в группах .
Объясняет правила:
-    активно участвовать в игре;
-    уважительно относиться к коллегам;
-    на игру отводится 8 минут, после чего игра прекращается хлопком преподавателем;
-    при комментировании важно обращать внимание на отработку всех 3 навыков;
-    обязательно находить хорошее в действиях играющих;
-    при комментировании не повторять те замечания, которые уже озвучены другими участниками;
-    позитивно относиться к критике
-    клиент должен стать помощником преподавателя, если юрист уходит в сторону, выдавать ему информацию, наталкивающую на нужное направление.

3.  Подготовка к игре.
Распределение ролей (1,5 минуты).
Преподаватель спрашивает:
-У кого-нибудь есть желание выступить в роли студента или в роли клиента?
Далее с учетом пожеланий студентов определяем лиц, которые будут выступать в ролях. Если на  одну роль претендуют два или более студентов кидаем монетку по принципу орел\решка.
Если желание никто не проявил, предлагаем тянуть жребий. Для этого заранее подготавливаем листы, количество которых равно количеству студентов, участвующих в занятии. Два листочка помечаем словами «студент», один листочек – словом «клиент».

Подготовка к ролевой игре.(6 минут).
Первоначально выдаем материалы для клиента и студентов-юристов.
Дополнительно инструктируем студента о необходимости во время подготовки разработать план интервью на основе имеющейся информации. А также предлагаем студенту ознакомиться с нормативной базой, если это необходимо.
Клиенту говорим, что информацию, которой нет можно добавлять самостоятельно, однако, не выходя за пределы общей фабулы дела.  Клиент инструктируется о том, что если студент начнет задавать вопросы, которые не относятся к существу дела, то клиент должен предоставить в завуалированной форме небольшую информацию, которая относится к существу дела. ПРИМЕР!!!!!!!!!!!!!
Интересуемся: есть ли вопросы у студентов-консультантов и клиентов. Если вопросов нет – предлагаем приступить к работе.
На инструктирование студентов-консультантов и клиента 2 минуты.

С момента, когда студенты-консультанты и клиент приступили к работе, другим студентам даем  задание разработать индивидуальный план интервью. Отмечаем, что необходимо после начала ролевой игры делать заметки о позитивных и негативных моментах игры и говорим о том, что им предстоит прокомментировать прошедшую ролевую игру. Инструктируем, что комментарии будут производиться в соответствии с розданными правилами техники комментирования. Также преподаватель предлагает наблюдателям разработать свой план интервью для сравнения.
Интересуемся: есть ли вопросы.

4.  Ролевая игра (8 минут).

5.  Обсуждение игры (15 мин.)
Ролевое комментирование(3-4 минуты).
Первыми свои действия комментируют студенты-юристы. Каждому из них отводится по 1,5 минуты. Если один из студентов –консультантов отказывается от комментариев в той или иной форме, другому студенту предоставляется две минуты.
Клиенту на комментирование отводится 1-1,5 минуты.
О количестве времени, предоставленного для комментирования, сообщается студенту.

Деловое комментирование (9 минут).
Разъясняем порядок, что сначала комментируют студенты-наблюдатели, а затем участники игры.
Предлагаем студентам-наблюдателям приступить к комментированию. При этом клиент комментировать игру  будет последним.
На комментирование наблюдателями и клиентом отводится 6 минут.
Напоминаем студентам о необходимости соблюдать правила комментирования, содержащиеся в раздаточных материалах.
Предоставляем студентам-юристам возможность высказать свои суждения о том, что они в этот раз сделали бы по-другому. (На это отводится 2 минуты).

Комментирование специалиста (3 минуты).
Если студентами будут высказаны все замечания или часть из них, которые хотел бы отметить преподаватель, то время на комментирование специалистом можно сократить, предоставив дополнительную  минуту на комментирование студентом-консультантом.
Если у студентов  возникнут затруднения с комментированием, надо задать вопросы. Затруднением следует считать перерыв в комментировании игры студентами более 30 секунд. В таком случае надо задать следующие вопросы:
-как по-вашему, какие навыки в игре проявились с положительной стороны;
-    какие навыки еще необходимо доработать;
-    какие упущения юристов и как можно было бы улучшить;
-    др.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

•    Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет

•    Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними

•    Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали

•    Все участники делают замечания кратко и по существу

•    Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

•    Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы

•    Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу

ТЕХНИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации
•    Дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому
•    Отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега
•    Найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях
•    Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожиданные ходы
•    Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения нет, что возможны и другие варианты
•    Высказывайтесь кратко и точно
•    Критикуя, ограничьтесь двумя-тремя темами

СТРУКТУРА ПОЗИТИВНОГО/КРИТИЧЕСКОГО ЗАМЕЧАНИЯ.

1.    ТЕМА
Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, – например, «давайте обсудим какие вопросы следует задать в начале беседы», «я хочу сказать о том, как завершать консультирование», «я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юристом» и т.п.)

2. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными/неудачными («в начале беседы вы задали такой вопрос: …»).

3. ДИАГНОСТИКА
Объясните, в чем достоинство/недостаток действий юриста, каковы возможные положительные/отрицательные последствия таких действий («после такого вопроса…»).

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры («можно было бы задать этот вопрос по-другому, например, так – …»).

Комментирование закрыто.