УПРАЖНЕНИЕ ПО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЮ. «ДЕЛО О МАШИНЕ»

Информация для клиента.

Вас зовут Давыдова Клавдия Никифоровна, работаете санитаркой в 29 поликлинике Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. Вам – 46 лет, образование неполное среднее. Проживаете одна в многонаселенной коммунальной квартире. У вас низкая заработная плата – 750 рублей в месяц.
Вы очень взволнованы случившимся, многословны, при разговоре со студентами жалуетесь на жизнь. Вас интересует, распространяются ли нормы закона о защите прав потребителя на договор поручения. Но прямо у студентов этого не спрашиваете и надеетесь, что будет удобный случай спросить об этом. Вы стыдитесь того, что мало образованы и не имеете понятия о разных документах, стараетесь этого не показывать. Кроме того, вы рассчитываете найти понимание вашей несчастной судьбы со стороны студентов.

В свободном рассказе даете информацию: «Хотела сделать себе подарок на новый год, купила машину в магазине, а мне ее не отдают, говорят: заплатите еще и покупайте новую.» Вы не сообщаете сразу (если только не будет поставлен прямой вопрос) все моменты случившегося, стараетесь говорить общие фразы (вас все время обманывают, у вас плохие отношения с соседями по квартире, частые ссоры, вы разочарованы жизнью и кроме того, этот случай лишил Вас возможности иметь машину, о которой Вы так долго мечтали, да еще и всем соседям рассказали о покупке и боитесь что теперь они будут смеяться над вами). Свой рассказ вы сопровождаете не относящимися к разговору моментами, о погоде, о том как далеко находится клиника, как долго вы копили деньги, как надеялись получить долгожданную машину, какие неблагодарные у вас соседи по квартире.

По существу проблемы сообщаете только на прямой вопрос студента-юриста
В течение 10 лет Вы откладывали деньги на покупку стиральной машины «Малютка».28 декабря 2000 года Вы прочитали в бесплатной газете «Петербург, с приветом» о предновогодней распродаже стиральных машин в магазине «Галактион». Распродажа предусматривала скидку 25 % от стоимости товара. Кроме того, купон из газеты «Петербург, с приветом» давал право на дополнительную скидку в размере 3% от стоимости товара.
Вы решили сделать себе подарок на Новый год, вырезали купон и отправились за покупкой. В магазине Вы увидели стиральную машину «Малютка», стоимостью 2 999 рублей 90 копеек, стоимость товара со скидкой составила 2159 рублей 90 копеек. Вы решили приобрести машину. Продавец Вам сообщил, что доставка  будет осуществлена по истечение 60 дней со дня оплаты покупки. Вы оплатили сумму в полном объеме в кассу магазина. В подтверждение оплаты Вы подписали договор, один экземпляр которого получили на руки и расписку о том, что Вы оплатили стоимость машины. Вы не знаете, как должны быть оформлены документы.
20 февраля 2001 года Вам позвонили со склада магазина «Галактион» и сообщили, что стиральных машин «Малютка» у них нет и не будет. Предложили забрать деньги или выбрать машину другой модели с доплатой.
Это обстоятельство Вас очень огорчило. Вы  о происшедшем рассказали своей приятельнице. Она посмотрела договор и сообщила Вам, что полученный в магазине документ является договором поручения на покупку машины, а не договором купли-продажи, как Вы думали, и заключен он не с магазином «Галактион», а с неизвестным Вам частным предпринимателем Ильиным В.Г.
После разговора с приятельницей вы пошли в магазин чтобы выбрать машину другой модели.  Увидели, что все стиральные машины стоят дороже. Вы не можете доплатить их стоимость. Вы решили добиться предоставления Вам другой стиральной машины без доплаты. Продавцы в магазине сказали, что это невозможно и  предложили вернуть деньги. Вы считаете, что Ваши права нарушены и магазин поступает незаконно.
Пока Вы были в магазине подходили другие покупатели, которые заключили такие договоры раньше, им тоже сообщалось об отсутствии стиральных машин на складе и предлагалось забрать деньги либо выбрать другую машину. Кроме того, Вы наблюдали как другие покупатели магазина приобретали стиральные машины других моделей, более дорогие, и заключили такой же договор как у Вас с доставкой через 60 дней.
Это напомнило Вам случаи с пирамидами ООО «МММ». И тогда Вы решили восстановить справедливость, получить стиральную машину и наказать магазин. Вы узнали из объявления на уличном стенде о бесплатной юридической помощи студентов и обратились за  помощью в юридическую клинику.

Информация для студента-юриста

К вам обратилась Давыдова Клавдия Никифоровна.
Суть проблемы: «Хотела сделать себе подарок на новый год, купила машину в магазине, а мне ее не отдают, говорят: заплатите еще и покупайте новую».

Инструкция для преподавателя

Цели занятия:
После проведения занятия некоторые студенты вероятно смогут:
-    правильно задавать правильные вопросы для получения юридически значимой  информации;
-    устанавливать психологический контакт с клиентом;
-    работать в команде.

Ресурсы:
1.    Плакат «Цели занятия»
2.    Плакат «Регламент проведения ролевой игры»
3.    2 аудитории
4.    Конфиденциальная информация для клиента, информация для студента-юриста, опросные листы для наблюдателей.

Хронологический план занятия:

Занятие рассчитано на 45 минут.

1.    Мотивация – 3 мин.:
Преподаватель задает студентам направленные вопросы по теме интервьюирование:
-    Что такое интервьюирование?
-    Какова цель юриста при проведении интервью клиента?
-    Какова цель клиента при обращении к юристу?
-    Чем интервью отличается от других навыков?
-    Каковы этапы интервьюирования?

2.    Согласование целей занятия – 1 мин.:
Преподаватель оглашает студентам цели занятия, которые указанны на плакате (цели были определены совместно со студентами после презентации на прошлом занятии).

3.    Объяснение правил ролевой игры – 1 мин.:
Преподаватель объявляет студентам о том, что будет проведена ролевая игра по интервьюированию в юридической клинике. На игру отводится 35 минут. Подготовке к ролевой игре отводится – 10 минут, само интервью – 10 минут, комментирование – 15 минут. Роль студентов-юристов и клиента выполняют сами студенты. Регламент проведения ролевой игры указан на плакате и представлен студентам.
Преподаватель делит студентов на две группы по 5 человек. В каждой из которых двое  – студенты юристы, один – клиент, двое – наблюдатели. Игра проводится одновременно в двух группах, в одной – преподавателем, в другой – ассистентом преподавателя в разных аудиториях. Преподаватель и ассистент выдают конфиденциальную информацию для клиента, информацию для студента-юриста, опросные листы для наблюдателей.

4.    Студенты готовятся в течение 10 минут. По истечении которых объявляется о начале игры.

5.    Проведение игры – 10 минут.

6. Комментирование – 15 минут:
Преподаватель предлагает порядок комментирования:
-    ощущения клиента (оглашение конфиденциальной информации);
-    ощущения студентов-юристов;
-    комментарии наблюдателей;
-    комментарии студента – клиента;
-    комментарии преподавателя.

7.    Работа в общей группе – 5 минут:
Преподаватель объединяет студентов двух групп для подведения итогов занятия. Обсуждение проходит при помощи вопросов.

Вопросы преподавателя для подведения итогов занятия:

-    Какие трудности возникли при выполнении упражнения?
-    Удалось ли установить психологический контакт с клиентом?
-    Удалось ли студентам получить юридически – значимую информацию?
-    Удалось ли студентам организовать работу в группе?
-    Что можно было изменить в работе студентов?

Опросный лист для наблюдателей

Уважаемые наблюдатели, запишите ваши замечания и предложения по улучшению работы студентов-юристов при  проведении интервью, оценивая их по указанным критериям.

Установление психологического контакта с клиентом

Формулировки вопросов

Цель вопросов

Логика задавания вопросов

Соблюдение этических норм

Распределение ролей студентов-юристов в ходе интервью

Комментирование закрыто.