Существуют ли ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков ?

В соответствии со ст.15 Закона о садоводах на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Сформулированное в упоминаемой статье правило доведено до логического завершения градостроительным законодательством. Согласно ст.1 ГрадК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Границы таких зон фиксируются в документах территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также на карте градостроительного зонирования, входящей составной частью в Правила землепользования и застройки.

Таким образом, в случае наличия в муниципальном образовании предусмотренной ГрадК РФ градостроительной документации, все зоны с особыми условиями использования территории четко зафиксированы, равно как и земельные массивы, заранее предусмотренные к предоставлению гражданам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В случае отсутствия такой градостроительной документации, орган местного самоуправления в каждом конкретном случае будет определять возможное местонахождение земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также перечень запретов и ограничений, предусмотренных законодательством и влияющих на правовой режим этих земель.

Следует обратить внимание, что существует два варианта ограничений на предоставление дачных, садовых, огородных земельных участков. В первом случае земельные участки не могут ни при каких обстоятельствах быть предоставлены для использования по данному целевому назначению (например, на территориях с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества). Законодательно допускаются и другие основания такого запрета. Так, в национальных парках запрещается предоставление садовых и дачных участков, поскольку такая деятельность, по замыслу законодателя, может причинить вред состоянию природных комплексов.

Во втором случае предоставление допускается, но граждане предупреждаются о том, что некоторые их права по использованию земельного участка ограничены. ЗК РФ предусматривает следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков (например, ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд).

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимо иметь в виду, что не все установленные в земельном законодательстве ограничения одинаково распространяются на дачные, садовые и огородные земельные участки. Например, для индивидуального огородничества земельные участки обычно предоставляются в краткосрочную аренду, а потому вполне допустимо предоставление такого участка в границах территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых (тем более, если последние не планируется к разработке на период такой аренды).

Таким образом, ограничения прав на землю означают установление законодательных запретов на определенные виды деятельности, когда сужаются (уменьшаются) возможности граждан по хозяйственному использованию (реже  распоряжению) земельным участком, что обусловлено необходимостью защиты природы, культурного наследия, а также иными публичными нуждами.

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.