Особенности преподавания спецкурса «Защита прав детей»:
Психологические аспекты
Тема: Этические особенности представительства несовершеннолетних
(Группа 2. О.Ю.Блохина, В.Н.Лусникова, И.С. Маловичко, Н.Г.Павлова, Л.А.Пономарева, Ю.Ю.Соболева, О.А.Хазова)
Тема 1. Общие этические правила взаимодействия с несовершеннолетними
Тема 2. Этические особенности, связанные с приемом, интервьюированием, консультированием ребенка как клиента юридической клиники
- Уважение личности ребенка
- Соблюдение основных принципов диалога с ребенком (атмосфера доверия)
- Правило конфиденциальности
- Правило добросовестности
- Этический кодекс адвоката
Тема 3. Этические особенности – разрешение конфликтных ситуаций
А) Внутри семьи:
- интересы ребенка v. интересы родителей
- ребенок v. ребенок (конфликт между родными братьями и сестрами)
- «чужой» ребенок v. «свой» ребенок (конфликт интересов между приемными, усыновленными, детьми от другого брака и «своими» детьми)
- ребенок v. один из родителей (когда другой родитель «на стороне» ребенка)
Б) Вне семьи:
- ребенок v. учитель, воспитатель
- ребенок v. сверстники
Тема 4. Привлечение законного представителя ребенка, иных лиц для выяснения ситуации, разрешения конфликта
А) Принцип конфиденциальности v. проблема информирования родителей, иных лиц
1) Типологии ситуаций по субъектам:
- законный представитель, иное лицо, с которым ребенок находится в конфликте
- законный представитель, иное лицо, с которым ребенок не находится в конфликте
- «доверенное» лицо ребенка
2) Типологии ситуаций при негативном отношении ребенка к привлечению родителей, иных лиц:
- «абсолютная» конфиденциальность (недопустимость привлечения к разрешению конфликта родителей, иных лиц без согласия ребенка)
- исключение из принципа «абсолютной» конфиденциальности (ребенок в опасности)
Б) Тупиковая ситуация (прекращение всех действий, обеспечение ребенка всей необходимой информацией)
Тема 5. Внедрение методов АРС (медиация) в целях обеспечения мирного урегулирования конфликта