При поиске потенциальных спонсоров-бизнесменов под реализацию в жизнь целесообразной и актуальной идеи НГО, важно иметь информацию о коммерческом окружении. Направление поиска в известной мере способствует знание типологии предприятий. В основу классификации предприятий чаще всего кладут тип собственности, например государственные, коллективные, индивидуальные, семейные, а также количественные показатели, например малые, средние и большие.
При анализе бизнеса как потенциального источника финансирования необходимо обратить внимание на малые и большие предприятия:
- местные магазины, банки, большие универмаги;
- местные отделения больших фирм (например, Кока-Кола, Макдональдс и т.д.);
- зарубежные и национальные предприятия, которые имеют штаб-квартиру или отдел в вашем городе;
- большие предприятия, которые действуют на территории, обслуживаемой вашей организацией;
- государственные предприятия, основанные на государственной форме собственности (общегосударственные и коммунальные предприятия);
- частные предприятия, основанные на собственности отдельной личности, которая нанимает рабочую силу;
- коллективные частные предприятия/фирмы, основанные на собственности нескольких владельцев капитала, которые нанимают рабочую силу.
Источниками для сбора информации о коммерческом окружении могут быть:
- Cредства массовой информации, особенно специализирующиеся в вопросах освещения и развития предпринимательства в регионе. Из газет и журналов можно узнать о котировке на рынке данного предприятия, наличии свободных средств, маркетинговой политике, и благотворительной деятельности.
- Ассоциации бизнес структур, консультационные и другие обслуживающие бизнес структуры.
- Члены вашей организации, непосредственно работающие в сфере бизнеса или владеющие информацией о состоянии бизнеса.
- Данные местного статистического управления (иногда и налоговых органов) о фирмах, банках, учреждениях, предприятиях, находящихся на территории области, района.
Постепенно каждая организация собирает базу данных о коммерческих организациях, классифицируя этот материал по сфере деятельности:
- местные
- региональные
- национальные
- международные.
Составляя план сбора информации о потенциальных спонсорах, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Пользуется ли предприятие льготами по налогообложению пожертвований? Если да, то кому перечисляются пожертвования: бюджетным организациям или НГО?
- Какие направления деятельности чаще всего спонсируются? Чаще всего поддерживает предприятие?
- Как часто данное предприятие оказывает пожертвования? В каких размерах? В какой форме?
- Кто на предприятии принимает окончательное решение об оказании спонсорской помощи?
- В какое время предприятие оказывает помощь (летом, зимой, весной, осенью, на Рождество, на Пасху и т. п.)?
При анализе материала, полученного при изучении коммерческого окружения, необходимо в первую очередь обратить внимание на такие бизнес структуры, которые:
- по направленности деятельности похожи на те, которые раньше оказывали помощь вашей организации;
- могут заинтересоваться проблемами, которые вы предполагаете решить;
- заинтересуются вашей идеей в связи с тем, что она будет реализовываться в той географической среде, где находится спонсор;
- могут заинтересоваться в связи с совпадением общественно-значимой цели, которая может стать залогом партнерства.
Интересы той или иной общественной организации и потенциального спонсора должны, если не совпадать, то, по крайней мере, не находится в состоянии противоречия. Так, например, общественной организации, оказывающей реабилитационную психологическую помощь алкоголикам, прошедшим курс наркологического лечения, не целесообразно обращаться к производителям винно-водочных изделий, поскольку последние скорее заинтересованы в рекламе своей продукции, чем в безалкогольном способе жизни.
Общественная организация, которая наметила конкретные мероприятия по улучшению благосостояния определенного микрорайона города, скорее получит поддержку от предприятий, находящихся на этой территории.
Вступление в контакт с потенциальным спонсором
Вступление в контакт с потенциальным спонсором с целью получения финансовой поддержки – это реализации стремление общественной организации к действию, которое установит новые отношения между НГО и корпорацией. Эта задача достигается при помощи различных форм делового общения с потенциальным спонсором:
- Телефонный звонок на фирму;
- Письмо;
- Переговоры с людьми, принимающими решение о спонсорстве;
- Презентация проекта.
(См. более подробно в Разделе 4 – Поиск средств, корпоративный фандрейзинг.)
[1] Элементы жизнеспособности юридических клиник и их планирование. Материалы всеукраинского научно-практического семинара-тренинга. 14-16 октября 2002 года. Киев.