Академик А.В. Петровский считает, что одной из главных проблем, на решение которой уйдут многие годы, является переход от характерного для нашего общества репрессивного, силового стиля общения на равноправный, партнерский, лежащий в основе альтернативных методов.
Таковы основные социально-психологический факторы, ограничивающие внедрение альтернативных методов в правовой сфере. Как видим, они имеют глубокие исторические, идеологические и национальные корни.
Теперь обратимся к проблеме правового отчуждения личности как аспекта социальной действительности России. Известный правовед академик В.Н. Кудрявцев в своих исследованиях политической и правовой истории различных стран пришел к выводу, что любой системе политических и правовых отношений присущ феномен отчуждения. Правовая система, будучи производной от юридического творчества людей, приобретает определенную самостоятельность, и в этом качестве начинает играть роль фактора организации взаимоотношений граждан, отчуждая в той или иной степени жизненные права или интересы отдельных групп и индивидов общества. В каждом случае эта история самобытна, но везде она порождает одну и ту же проблему – проблему соответствия народному духу правовых форм политического правления. Эта проблема уникально проявилась в истории Российского государства. Русский народ веками оставался безмолвным, испытывая насилие и произвол со стороны властей, мирился с тем правительством, которое непременно бы свергли в других странах. Вековой гнет самодержавной власти, задавленность нуждой и бесправием, отсутствие примеров положительного исхода борьбы сделали свое дело – привели людей к редкой покорности властям, терпимости, неспособности отстоять свои жизненно важные интересы. Как история, так и современность изобилуют примерами на сей счет.
Различают следующие формы правового отчуждения личности, характерные и для нашей страны. В каждом конкретном , случае индивид находится в рамках готовой системы, которая приписывает вполне определенное гражданское поведение, уже тем самым отчуждая самостоятельность его потребностей и интересов.
Исторический опыт показывает, что наиболее жизнестойкими, позволяющими быстрее преодолевать крайние формы правового отчуждения личности оказываются политические системы, гибко реагирующие на происходящие в обществе перемены, имеющие институты противодействия процессам односторонней узурпации власти и оторванности от народа.
Преодоление правового отчуждения личности в процессе ее участия в политическом и правовом строительстве тесно связано с развитием прямой и представительной демократии, когда общество начинает двигаться к более прогрессивному состоянию, отбрасывая те нормы, законы, правила поведения, которые на протяжении многих лет сковывали инициативу масс, отчуждали их от участия в делах государства.
Кроме этого, для нашего государства характерна и иная по своей природе ситуация. Так, в обществе с низкой правовой культурой люди часто сталкиваются с парадоксальной ситуацией, когда государством принимается множество законов, которые не работают. Там, где «закон что дышло», люди привыкают считаться с иными обстоятельствами: с прецедентом, мнением начальства, силой и принуждением. К сожалению, эти проблемы оказались очень живучи в российской государственности. Слова О.В. Ключевского о том, что в России «обильное законодательство при отсутствии закона» оказались справедливыми не только по отношению к порядкам XVIII века. И сегодня обычной является ситуация, когда закон вроде бы вступает в силу с момента его опубликования, а граждане еще долго не могут им воспользоваться потому, что чиновник «наивно» уверяет их в необходимости ждать по принятому закону разъяснений и толкований. Это порождает у людей настроения безысходности, страха, недоверия к закону и законодательной системе в целом.
Отсутствие правовой культуры как факт правового отчуждения может проявляться и в иной плоскости, когда личность по причине собственной правовой и политической несостоятельности оказывается вне права и вне политики. Отсутствие образования и специальных знаний, низкая общая культура и недостаточный профессионализм, незначительность личного опыта борьбы за свои права и интересы – все это может свести на нет любые попытки изменить правовую и гражданскую жизнь к лучшему. Известное выражение «неграмотный человек вне политики» не нуждается в особых комментариях. Есть и оборотная сторона: неграмотный человек – прекрасный объект для политических манипуляций. Как правило, у него отсутствует устойчивая позиция по тем или иным проблемам общественного развития; он легко поддается воздействию массированной пропаганды и потому именно такой человек оказывается чаще всего обманутым в своих правовых надеждах и ожиданиях.
Только через повышение обшей и правовой культуры общества, приобретения опыта борьбы за свои права и интересы человек может рассчитывать на желаемую степень свободы и преодоление отчужденного состояния в обществе.
Подводя итоги всему сказанному о факторах, препятствующих активному внедрению альтернативных методов разрешения правовых конфликтов, нужно отметить следующее. Альтернативные методы разрешения конфликтов в правовой сфере – это нововведение, которое изначально должно было встретить противодействие в связи со страхами и опасениями, вызванными конфликтологической и правовой некомпетентностью населения в плане возможности разрешения конфликтов несиловыми методами.