В свете событий, происходящих в обществе, нестабильной социальной ситуации, продолжающегося экономического кризиса Россия столкнулась с трудностями во всех сферах жизни -производственной, общественной, личной, семейной. Из-за экономических, социальных и других проблем распадаются семьи. У детей из неполных семей возникают проблемы в общении со сверстниками, педагогами и взрослыми. При остающихся неразрешенными проблемах в подростковом возрасте поведенческие расстройства становятся труднокоррегируемыми. Здесь мы сталкиваемся со случаями депрессии, суицидальной наклонностью, токсико- и наркоманиями, агрессивным поведением, что ведет к деформации личности.
В Краснодарском центре диагностики, коррекции и социальной реабилитации детей и подростков «Детство» создана программа поддержки сопровождения подростков группы «риска», призванная объединить усилия педагогов, психологов, социальных работников в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Цель программы – психолого-педагогическая и социальная реабилитация подростков, склонных к совершению правонарушений (стоящих на внутришкольном учете). Разработанная нами программа ориентирована на воспитание и социальную адаптацию.
Важнейшим этапом реабилитационной работы с подростками явилось создание эффективного взаимодействия психолога Центра, завуча по психологической или воспитательной работе школы, школьного психолога и других специалистов. При составлении индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической коррекции нами учитывались обшепсихологические закономерности подросткового возраста и типичные для этого периода психологические реакции: эмансипации, группирования, оппозиции, имитации.
В своей деятельности мы пытались решить следующие задачи.
1. Углубленное психодиагностическое и социально-педагогическое изучение причин девиантного поведения, составление психолого-педагогических характеристик на учащихся, разработка рекомендаций для дальнейшей работы с данной категорией подростков для учителей и родителей.
2. Вовлечение данной категории подростков в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов, увлечений в этой сфере через творческое участие в досуговых объединениях школьников, кружках и секциях.
3. Переориентация криминальных групп подростков путем изменения их ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и психокоррекционной работы.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование позитивной «Я»- концепции.
5. Формирование первичных навыков ориентации в условиях рыночной экономики, здорового предпринимательского духа, успешного «выживания» в кризисных условиях.
6. Формирование основ правовой культуры подростков, уважения к Конституции и законам Российской Федерации.
При комплектовании групп соблюдался принцип добровольности. Рассмотрим процесс формирования группы на примере средней школы № 58 г. Краснодара. Из 22 подростков, состоящих на внутришкольном учете, в работе группы согласились принять участие 14 человек.