Рекомендации относительно поддержки КЮО за пределами региона действия COLPI

1: Поддержка программ, связанных с КЮО, в течение как минимум 5-8 лет

Цель расширения поддержки на дополнительные регионы, где будет работать Правовой институт, такая же, как и для региона действия COLPI. КЮО и подобные инициативы в разных частях света привели к значительным результатам в одних странах и открыли большие перспективы в других, что оправдывает инвестиции СФС. Вклад этих программ в достижение трех стратегических целей будет больше и более вероятно приведет к успеху, если СФС будет поддерживать КЮО в течение срока средней продолжительности, под которым я понимаю срок в 5-8 лет.

Как и в регионе действия COLPI, СФС следует поддерживать КЮО через международные меро-приятия по обмену опытом, региональные (и, возможно, субрегиональные) семинары и помощь конкретным клиническим программам при юридических факультетах. Также следует поддержи-вать рост потенциала в сфере стратегического планирования и привлечения финансирования, меж-региональный обмен опытом для расширения программных и интеллектуальных горизонтов, и ко-ординировать действия с другими инициативами по наращиванию мощностей НПО и их связям с клиническими программами.

Однако СФС следует изменить свою модель, применявшуюся в регионе действия COLPI, в некоторых аспектах. Ниже приводится обсуждение этих аспектов.

2: Более четкое применение многовариантного подхода

Намного шире, чем в регионе действия COLPI, СФС следует поддерживать альтернативные и до-полнительные методы привлечения студентов к работе в сфере доступа к правосудию и права об-щественных интересов. Примеры таких методов можно найти в Чехии (клиники, возникшие по инициативе студентов и НПО), Венгрии (клиники на базе НПО), на Филиппинах (работа студентов в НПО, в НПО на базе юридических факультетов, в собственных организациях, связанных с неза-висимыми НПО), и в Индонезии (студенты проходят практику и проверку в НПО, занимающихся оказанием юридических услуг, в рамках расширенной интернатуры). Хотя СФС до некоторой степени поддерживала многовариантный подход в регионе действия COLPI, он должен стать более осознанной и ясной частью правовой программы при ее реализации в новых регионах.

Имеется несколько причин для такого осознанного многовариантного подхода. Во-первых, многое можно сказать о пользе местных инициатив. Если студенты и НПО сами устанавливают связи, они демонстрируют такую степень приверженности, которая заслуживает уважения и свидетельствует о вероятности значительной отдачи от такой работы. Во-вторых, такие инициативы могут оказа-ться более эффективными в отношении затрат, чем привлечение иностранных консультантов и проведение многочисленных международных мероприятий; такие консультанты и семинары по обмену опытом часто необходимы для первоначального запуска программ КЮО. В-третьих, в некоторых обществах юридические факультеты могут оказаться непривлекательными вариантами для реализации программ. И, наконец, во многих других обществах КЮО и программы НПО, а также программы, возглавляемые студентами, не являются взаимно исключающими: СФС может поддерживать все такие программы.

3: Интеграция КЮО и другой правовой работы

На стратегическом и концептуальном уровнях СФС успешно сочетает поддержку КЮО и других правовых инициатив (таких как НПО по правам человека) под лозунгом создания открытых обществ и правовых государств. По мере расширения своей поддержки правовых инициатив в новых странах, СФС следует укреплять программные связи: одновременное финансирование и организация деятельности на юридических факультетах и в НПО.

Такая интеграция, конечно, связана с реализацией многовариантного подхода к работе КЮО, но она далеко выходит за его рамки. Она включает неформальное объединение юридических факуль-тетов и НПО, занимающихся предоставлением юридических услуг, например, на конференциях, и если они того желают – через проекты, финансируемые СФС, как на национальном, так и на меж-дународном уровне. Это может оказаться особенно полезным, если СФС будет больше поддер-живать клиники по конкретным проблемам, которые могут работать с НПО, разделяющими их озабоченность. Такие проекты могут разрабатываться в СФС, но наилучших идей следует ожидать от претендентов на получение грантов.

4: Поддержка КЮО в деле развития правосознания

Характерное для прогрессивных юристов во многих частях развивающегося мира и называемое по-разному (развивающая юридическая помощь, альтернативное право, развитие правовых ресурсов) развитие правосознания, по сути, связано с применением права для повышения контро-ля со стороны обделенных групп населения над их собственной жизнью.[1] При этом работа прово-дится не с отдельными лицами, а с группами и сообществами; она направлена на расширение воз-можностей таких групп (через просветительскую работу и обучение основам права); в значите-льной степени (но не исключительно) направлена на вопросы социальных и экономических прав; включает юридические консультации и другие виды деятельности (такие как связи со средствами массовой информации, организация общественности, обучение основам права, политическая мобилизация); и, при наиболее эффективной деятельности, развитие правосознания происходит как на уровне сообществ, так и на уровне правовой реформы, при этом идеи и политическая сила сообществ оказывают влияние на происходящие в обществе реформы.

Таким образом, развитие правосознания можно рассматривать как вариант права общественных интересов в некоторых развивающихся странах: оно может включать судебный процесс, законо-дательную защиту и реформу управления, как в США, но к нему также относится партнерство с группами, ориентированными на развитие, в деле реализации общих программ по образованию, наращиванию мощностей и политической мобилизации. Сеть должна поддерживать инициативы юридических факультетов и НПО, в рамках которых студенты занимаются такой деятельностью.

5: Опора на опыт развивающихся стран

В то время как СФС должна продолжать использовать опыт сотрудников американских клиник, следует по мере возможности включать в программы КЮО опыт развивающихся стран и стран, находящихся в процессе перехода. Сотрудники клиник в таких странах как Южная Африка, Фи-липпины, Аргентина и Чили накопили значительный опыт в области КЮО, к тому же они обла-дают преимуществом работы в обстановке, сходной с ситуацией в соседних странах. Некоторые клиники также могут предложить полезные перспективы для развития правового информирования населения, другие занимаются повышением правосознания и методами введения таких видов деятельности в клинические программы. И, наконец, они эффективны с точки зрения затрат, так как базируются на опыте географически близко расположенных стран.

Специальную роль могут играть и ведущие практические работники из региона действия COLPI. Их опыт включает не только КЮО, но и стратегии получения поддержки со стороны деканов юридических факультетов, а также другие методы реализации программ в непростом окружении.

6: Создание региональных информационных центров

Так же как Польша и Венгрия в регионе действия COLPI могут выступать в качестве центров по обмену опытом, информационных и учебных центров, некоторые страны в других частях света могут выполнять такую же функцию для своих соседей. Южно-африканские клиники уже прини-мали гостей из других африканских государств (а также гостей из Польши, благодаря помощи COLPI). То же самое можно сказать об Аргентине, Чили и Индии. Филиппины определенно обла-дают необходимым потенциалом. Было бы целесообразным, с учетом эффективности затрат, соз-дать на базе нескольких юридических факультетов в этих странах учебные центры и центры по обмену опытом, с помощью которых можно было бы повышать качество работы их менее опытных коллег.


[1] См. Стивен Голуб и Ким МакКвай “Развитие правосознания: применение передовых методов управления и сокращение бедности», в Правовая и политическая реформа в Азиатском банке развития, Издание 2001 г., Офис главного юридического советника (Манила: Азиатский банк развития).

Комментирование закрыто.