Программа курса «интервьюирование и консультирование»

Тема

Вопросы

Навыки

Методы обучения

1. Понятие и значение ИиК

2. Юридическая этика и ИиК

3. Этапы проведения И

4. Повторное И

Анализ дела (работа с делом)

Подготовка к К

5. Этапы К

6. Психологические аспекты ИиК

- определения ИиК и их взаимосвязь

- области применения ИиК в деятельности юриста. Их назначение в работе над делом

- цели и задачи ИиК

- значение ЮЭ в процессе ИиК

- основные этические принципы при И….. при К

- подготовка к интервьюированию

- встреча, взаимное представление, определение правил игры

- свободное изложение клиентом сути своего обращения

- выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий

- резюмирование

завершение интервью

- значение повторного И.

- особенности ПИ

- анализ дела

- позиция по делу

- подготовка к консультированию: анализ дела, выработка позиции по делу

- встреча с клиентом и разъяснение порядка проведения консультации

- разъяснение клиенту возможных вариантов решения и анализа возможных последствий каждого из них

- помощь клиенту в выборе оптимального решения

- определение стратегии и тактики реализации принятого решения

- типы клиентов

- тактика поведения юриста при работе с различными типами клиентов

- формулировки целей и задач

- соблюдение профессиональной культуры поведения

- организация раб.места

- создание атмосферы

- коммуникативние навыки

- формулировать и задавать вопросы

- установление хронологии

- определение юр.проблемы

- составление резюме

- самообладание

- логическое мышление

- ориентирование в ситуации

- работа с нормативно-правовой базой

- анализ дела

- выработка позиции по делу

- сочетание юридич. точности и достоверности изложения

- структурирование ответа

- умение предложить варианты и указывать последствия

- получение обратной связи

- определение типа клиента

- избрание тактики поведения

- дача отрицательного ответа

- лекция (информационный блок)

- дискуссия

- МШ

- МШ

- дискуссия

- работа в группах

- образоват. ситуация

- МШ

- дискуссия

-ролевые игры

- работа в группах

- приглашение специалиста

- имитация

- образовательные ситуации

- демонстрация видео

- видеозапись и разбор ситуации

- стоп-кадр

__ . __ . __ . __ . __ . __

(см. Т. 3)

__ . __ . __ . __ . __ . __

(см. Т. 3)

- привлеч. специалиста

(психолог)

- обр. ситуации

- ролевая игра

План занятия

Тема: «Определение правовой проблемы в процессе интервьюирования»

1). Мотивация в форме позитивной/негативной демонстрации (возможна видеодемонстрация фрагмента фильма или из опыта работы ЮК).

2). Ожидаемый результат: мы сможем определять и излагать правовую проблему при интервьюировании клиента

Правовая проблема – это….(рабочее определение: определение правовой проблемы – установление всех юридически значимых фактов по делу с учетом хронологии, и складывающихся в логическую, обоснованную, аргументированную «картинку», иными словами ответ на вопрос: «что с правовой точки зрения произошло»).

3). Информация. Информационный блок в форме высказывания мнений, ответов на вопросы и краткого их обсуждения в случае необходимости (возможно, МШ).

Какие необходимо осуществить действия, чтобы правильно определить правовую проблему?

Предполагаемы ответы:

1). Правильно задавать вопросы (грамотно формулировать и правильно задавать), быть в необходимых случаях настойчивым в получении ответов на них

2). Предоставить клиенту возможность свободно изложить суть проблемы (свободный рассказ)

3). Получить от клиента относящиеся к делу документы и работать с ними

4). Выяснить цели клиента

5). Вести записи

6). Установить хронологию

7). Установить психологический контакт

8). Установить обратную связь

(Ex.:«правильно ли я понял»)

9). Определять информацию, имеющую отношение к делу

10). Выяснить, обращался ли клиент в другие инстанции

11). Использовать знания права

12). Быть сконцентрированным и внимательным

Группе (студентам) излагается суть дальнейшей работы и описывается упражнение, презентуются критерии оценки (= предполагаемые ответы + критерии оценки изложения правовой проблемы (см. форму оценки №2)) и распределяются роли «оценщиков».

Возможны варианты проведения оценки и вовлечения студентов в работу:

Группа студентов №1 – оценивает процесс интервьюирования (работа студента-консультанта по определению правовой проблемы в процессе И) по оценочной форме №1.

Группа студентов №2 – оценивает результат интервьюирования (правильно ли студент-консультант определил правовую проблему и как он ее изложил) по оценочной форме №2.

Группа студентов №3 – как и студент-консультант определяет и излагает правовую проблему, а остальные студенты – оценивают.

4). Интерактивная часть в форме ролевой игры.

Упражнение по интервьюированию.

Цель – развитие навыка по определению и изложению правовой проблемы

Инструкция для студента-юриста

К вам на прием записалась Подушкина Евстигнея Фроловна, 76 лет по жилищному вопросу

Информация для клиента

Вас зовут Подушкина Евстигнея Фроловна, Вам 76 лет.

Вы постоянно жалуетесь, что у Вас уже три года как квартира, а Вы по-прежнему живете с тараканами, и пол у Вас прогнил, протечка 5 лет назад была и потому соседей снизу в дыру даже видно.

Эту квартиру три года назад Вы обменяли на однокомнатную квартиру в новостройке, без окон и внутренней отделки. Поэтому переехать туда Вы до сих пор не можете.

И окон-то в квартире даже нет, и дверь только входная, да и без штукатурки она вообще.

Одно только Вас радует: ходит постоянно к Вам добрый человек (мужчина), приносит продукты, лекарства иногда, и вот несколько лет уже смотрите новый телевизор, каждый вечер фильм «Земля любви» показывают.

Практически сразу же после заключения договора мены Вы подписали с нынешним хозяином Вашей коммунальной квартиры, добрым и тихим мужчиной по имени Петр, договор ренты, в связи с чем он к Вам регулярно ходит.

Вы хотите оставить квартиру внуку, а нотариус говорит, что нельзя.

Вы возмущаетесь и не понимаете: как же так, ведь это Ваша квартира! Да и вообще уже сколько лет бьетесь, чтоб ремонт сделали, а ведь обещали еще 3 года назад, когда квартиру получили.

Инструкция для исполнителя роли клиента: Информацию предоставлять не сразу, но и не утаивать ее, вести себя так, как свойственно словоохотливым добродушным бабушкам в возрасте 76 лет, нежно называющих студента-консультанта «внучек».

На прямые соответствующие вопросы можете ответить, что:

Вы живете в коммунальной квартире с тараканами.

Вы подписывали какие-то бумаги, но с собой их у Вас нет, в этом случае пытаетесь рассказать все то, что приведено в разделе «Информация для клиента»

Мужчина – тот добрый человек, что квартиру дал.

Вы обменяли свою коммуналку на отдельную однокомнатную квартиру.

Почему отказал нотариус? – Потому что квартира не Ваша.

Вы хотите получить ответ на вопрос:

Как завещать свою квартиру внуку и почему нотариус отказывается оформить завещание.

3. Оценивание

Оценочная форма упражнения по теме «Интервьюирование»

Цель – отработка навыка определения и изложения правовой проблемы

Результат – студент сможет определять и излагать правовую проблему при интервьюировании клиента

Сокращения:

Интервьюирование – И

Студент – С.

1. Оценка процесса интервьюирования (работа студента по определению прав. проблемы в процессе И)

№ п/п Критерий Отметка оценивающего о наличии или отсутствии действий

+ пояснения

1 Делал ли С. пометки, записи в процессе И
2 Выяснил ли С., куда клиент обращался ранее
2 Задавал ли С. уточняющие вопросы для прояснения правовой ситуации
3 Был ли С. сконцентрирован, внимателен
4 Работал ли С. с документами, пытался ли он получить документы
5 Установил ли он хронологию
6 Грамотна ли постановка вопросов
7 Был ли настойчив в получении ответов на заданные вопросы
8 Выделял ли главное
9 Использовал ли знания права
10 Осуществлял ли обратную связь (правильно ли я Вас понял, что…)
11 Определял ли относящуюся к делу информацию

Оценочная форма упражнения по теме «Интервьюирование»

Подготовка – всем студентам предлагается высказать, какова, по их мнению, правовая проблема, основываясь на проведенном С. интервью.

- преподаватель озвучивает, какова на самом деле правовая проблема (если не прозвучало правильной версии).

Цель – отработка навыка определения и изложения правовой проблемы

Результат – студент сможет определить и изложить правовую проблему при интервьюировании клиента

Сокращения:

Интервьюирование – И

Студент – С.

2. Оценка результата интервьюирования.

№ п/п Критерий Оценка да/нет + пояснения
1 Соответствует ли правовая проблема, которую определил и назвал С. реально существующей правовой проблеме

да     /    нет,

дальнейшее заполнение формы – в случае ответа «да»

2 Полнота определения проблемы:

  • С. изложил все факты, имеющие юр. значение
  • С. выявил цели клиента
  • При изложении С. Правовой проблемы отсутствовала лишняя информация, не имеющая значение для определения правовой проблемы
3 Обоснование проблемы (основываясь на чем, С. пришел к такому выводу):

  • С. основывался на установленной им хронологии
  • При изложении прав. проблемы С. использовал необходимые факты, документы, аргументы, доказательства
  • Изложение С. прав. проблемы было логичным
  • При изложении прав. проблемы С. использовал знания права

4. Комментирование.

Студенты оценивают работу студента-консультанта по оценочным формам, которые были ими розданы перед началом упражнения.

При необходимости преподаватель в конце занятия комментирует работу студентов.


  • Сокращения:

Интервьюирование – И;  Консультирование – К;  Мозговой штурм – МШ;  Юридическая этика – ЮЭ

Комментирование закрыто.