ПРОГРАММА “STREET LAW”: ИЗУЧЕНИЕ ПРАВА И ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ

Программа “Street law” зародилась в 1972 году в США. Именно в данный период в Georgetown University, Washington D.C. впервые появился предмет, который стал называться “клиника Street law”. Слово «клиника» сначала ассоциировалось у всех с поликлиникой, а сама аббревиатура «уличное право» (дословный перевод на русский) отличалась от ранее существующих предметов, преподаваемых в большинстве высших учебных заведений, своей методикой.
Данная программа получила широкое распространение по всему миру. В настоящее время клиники преподавания права, кроме США, работают в разных странах, в частности в странах Центральной и Восточной Европы, таких, как Россия, Польша, Болгария, Венгрия, Литва, Латвия, Казахстан, Украина, Албания, Беларусь. Многие клиники сейчас находятся в процессе создания.
Термин “Street law” в разных странах для обозначения программы преподавания права переводится различным образом: «Мы и право» (Киргизия), «Живое право» (Санкт-Петербург и Тверь, Россия), «Практическое право» (Пермь, Россия), «Право на каждый день» (Варшава, Польша).
Попытаемся понять, с чем связано появление клиник типа “Street law”. Ответ прост: наше общество нуждается в правовом просвещении, цели которого состоят в том, чтобы научить людей бороться за свои права и защищать их должным образом; решать возникающие конфликты, характерные для переходного периода развития любой страны, путем достижения компромисса. Мы сами можем и должны искать выход из сложившейся ситуации. Одним из инструментов, которые позволяют это сделать, является право.
Клиники типа “Street law” помогают людям понять, какие аспекты права влияют на их жизнь, использовать право и закон как своих союзников. Следовательно, население получает огромную выгоду от хорошей работы клиник преподавания права. Однако основную пользу данная клиника приносит студентам-юристам, так как они, работая в ней, применяют полученные теоретические знания в реальной жизни. При оказании помощи населению в изучении и понимании права и закона студенты сами лучше узнают право и содержание законов; учатся работать в команде; приобретают навыки ораторского искусства; учатся доступным языком объяснять правовые понятия простым людям; формируют в себе чувство ответственности; знакомятся с общественными проблемами и др. Таким образом, студенты приобретают важные для будущей карьеры юриста навыки и знания.
Основным средством для достижения наилучшего результата в сфере обучения студентов-юристов является использование наряду с обычными интерактивных методик, которые позволяют задействовать не только сознание человека, но и его эмоции, волевые качества, то есть включают в процесс обучения «целостного человека». Результат исследования, проводившегося в 80-х гг. XXв. Национальный тренинговый центр (штат Мэриленд, США) показал, что самый высокий процент усвоения материала  (до 90%) происходит при обучении других.
В образовательном процессе в клиниках типа “Street law” используются следующие интерактивные методики: совместная работа в группах, дебаты, имитации, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждение группой, приглашение для выступления гостей, а также новаторские подходы к чтению и письму.
Получение необходимого объема навыков и знаний студентами происходит при работе по основным направлениям, которые реализуются в рамках программы “Street law”, среди них преподавание в школах, тюрьмах, учреждениях по оказанию помощи бездомным,  лагерях беженцев и др.
Мы более подробно остановимся на некоторых направлениях, которые в большей степени характерны для России.
Первое заключается в том, что студенты, прорабатывая различные разделы права, делятся полученными знаниями и навыками со своими сокурсниками. Положительный результат этого направления состоит не только в том, что студенты обогащают запас своих знаний в сфере права, но и начинают понимать его общественную роль – смотреть на мир и окружающую действительность с точки зрения сложных общественных процессов.
Второе направление – это преподавание права в школах. Школа представляет собой полигон для будущих граждан. Наше общество должно стремиться к тому, чтобы основы правосознания у людей закладывались с самого детства.
Правовое воспитание детей, заключающееся в воспитании у них понимания и приверженности системе государственной власти, набору ценностей, видению общества, а также определенного жизненного пути, должно начинаться с первого класса и продолжаться на протяжении всего школьного курса.
Программа «Живое право» (российский аналог) выходит за рамки официальной школьной учебной программы. Она обеспечивает не только обучение в области права, законодательства, прав и свобод человека и гражданина, но и помогает овладеть важными жизненными умениями (критическим мышлением, способностью решать проблемы, навыками общения), а также воспитывает убежденность в верховенстве закона. Вместе с тем необходимо понимать, что информация, которая доводится до школьников, необязательна для заучивания и для запоминания. Занятия в школе – это не уроки в привычном для нас смысле слова. Они своего рода игра, способная заинтересовать «молодую аудиторию» и, следовательно, создать основу правовых знаний подрастающего поколения.
Реализуемая программа позволяет учащимся применять свое понимание правовой системы в практических ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Любое участие в общественной жизни страны требует от гражданина как наличия способности взвешивать свои решения с учетом социальной и политической обстановки, так и понимания, а значит, убежденности в том, правовая система существует в интересах каждого отдельного человека и всего общества.
Преподавание в школах должно основываться на специфических приемах и методах. Необходимо помнить, что сложившаяся школьная и классная обстановка, в которой зачастую царит авторитаризм, не подходят для реализации главных целей программы «Живое право».
Наиболее прогрессивным при реализации данной программы является то, что так называемые «уроки» проводятся не профессиональными учителями, а студентами – людьми, которые сами учатся. Это создает необыкновенно дружелюбную атмосферу в аудитории, позволяет обучающимся играть более значительную роль в процессе образования. Ученики относятся к студентам и предлагаемым ими урокам с большим доверием, и знания, полученные с помощью новых методов преподавания, воспринимаются как более достоверные. Ведь в реальности преподаватели-студенты не на много старше своих «учеников», что мобилизует активность школьников.
Третье направление, о котором хотелось бы упомянуть, – распространение правовой информации среди осужденных и заключенных. В России оно пока не получило должного развития, но мировой опыт безусловно существует. Так, например, на юридическом факультете Варшавского университета есть предмет, который называется «С законом на ты» и проводится в местах лишения свободы.
Право, закон у дилетантов часто ассоциируются с преступлением, тюрьмой и наказанием. Заключенные ничем тут не отличаются от остального населения. У них закон тоже ассоциируется с беззаконием, уголовным правом и пенитенциарным правом. Однако на практике заключенным необходимо гораздо больше знаний, чем несколько статей уголовного кодекса.  Занятия, проводимые в местах лишения свободы, могут не только стать «окном в мир без решетки», но и «практической дорожкой перемещения по этому миру».
В рамках реализации данного направления должны обязательно обсуждаться вопросы из различных отраслей права: конституционного, семейного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и т. д. Обусловлено это тем, что заключенные – обычные люди, у которых возникают разнообразные правовые проблемы, связанные с повседневной  жизнью. Цель таких занятий заключается в том, чтобы показать участникам, что закон не обязательно ограничивает и лишает, но и может послужить им на благо. Общение со студентами-юристами воспитывает у осужденных уважение к обществу и учит их бороться с возникшими проблемами без применения насилия. Есть и еще один плюс в данных занятиях, а именно то, что на небольшой промежуток времени заключенные в определенной мере перестают быть таковыми и воспринимают мир как граждане, обладающие всеми правами и свободами.
После описания основных направлений программы “Street law” хотелось бы рассказать кратко о  секции «Живое право», которая функционирует с 1999 г. как составная часть юридической клиники Тверского государственного университета. Руководит секцией “Живое право” кандидат юридических наук Яковлева Н.Г.
Первым и до сих пор основным направлением остается работа в школах. В 2001 – 2002 учебных годах после соответствующей теоретической и практической подготовки  студенты 2-го курса были допущены к ведению уроков для учеников 9 – 11 классов. В настоящее время подготовка студентов заключается в том, что они еженедельно принимают участие в семинарах, на которых обсуждаются основы психологии преподавания, педагогических навыков и методов преподавания. Данные занятия в большинстве своем являются интерактивными и позволяют ребятам отработать навыки устных выступлений, поиска правовой информации и непосредственно овладеть интерактивными методами работы. В ходе занятий студентам предоставляется возможность обсудить идеи и трудности, связанные с техникой и процессом преподавания.
Второкурсники под руководством преподавателя разрабатывают планы уроков по темам, касающимся теории государства и права и различных отраслей права. Работают они в группах по два-три человека.
Вторым направлением является преподавание основ права для школьников 11 классов, которые в будущем желают связать свою жизнь с юридической профессией. Занятия проводятся студентами 4 курса на основании разработанной программы, включающей разнообразные темы, посвященные  государству и праву, основам конституционного строя, избирательному праву и процессу,  политическому и правовому статусу личности, гражданскому, уголовному, административному и другим отраслям права.
Что касается третьего направления, то группа специально подготовленных студентов занимается правовым информированием специфической группы населения  – незрячих граждан.
Кроме того, совместно с Экологическим бюро разрабатываются уроки, направленные на правовое просвещение школьников в области охраны окружающей природной среды.
Работа секции «Живое право» играет важную роль: 1) в выработке у студентов правовых знаний, умений и навыков общения; 2) в повышении правосознания населения (помогает людям в действительности осознавать их законные права и определенным образом стимулирует их сознание, заставляет задуматься о том, какие правовые нормы они хотели бы иметь в будущем).

Сергуненко Павел, студент юридической клиники
(3 курс юридического факультета ТвГУ)

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.