Проблемы правового регулирования жилищных прав несовершеннолетних

Жилищный кодекс, принятый в 2005 году для решения жилищных проблем, породил еще большое число проблем связанных с регулированием жилищных правоотношений.  На сегодняшний день положение детей осложнилось и с каждым годом становится одной из самых обсуждаемых тем в обществе, которая интересует людей из разных слоев населения, независимо от  национальности и конфессий.
Одним из часто обсуждаемых вопросов является установленные Жилищным кодексом нормы о правах и обязанностях  граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, что регулируется статьей 31 ЖК РФ. Данная статья определяет круг членов семьи собственника, т.е. тех лиц, которые проживают в принадлежащем собственнику жилом помещении. К категории вышеуказанных лиц относятся: супруги, дети и родители данного собственника (ч.1 ст.31 ЖК РФ). Хотелось бы выделить мнение Кириловых А.А . который, отмечает, что в Жилищном кодексе РФ не содержится  определения понятия «семья». Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, неоднозначно определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права – семейном, гражданском, жилищном, военном и т.д. Кроме того, к членам семьи относятся проживающие совместно с данным  собственником в принадлежащем ему жилом помещении также иные лица (граждане), если они вселены собственником в качестве членов семьи. Основаниями для признания лица членом семьи собственника могут  служить не только брачно-семейные отношения ( из этого, в частности, исходит Жилищный кодекс РФ, формулируя порядок выселения бывшего супруга), но и иные  обстоятельства, необходимо лишь подтвердить факт проживания.  Следует исходить из общего понимания члена семьи собственника, определенного по аналогии с членом семьи нанимателя, статус которого лицо могло получить при вселении его в качестве, либо в случае ведения общего хозяйства. Несения совместных расходов с нанимателем.
Примером могут служить граждане постоянно проживающие вместе с нанимателем  (собственником). Ч. 4 ст. 31 ЖК РФ гласит, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и другим членом семьи, понятие которого жилищное законодательство также не определяет. Таким образом,  если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из родителей, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом на основании и в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 31 ЖК РФ , а  право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается независимо от его фактического нахождения в спорном жилом помещении и (или) невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги .
Руководствуясь данной статьей, под бывшими членами семьи при вынесении судебного решения могут попасть не только бывшие супруг или супруга и другие члены семьи (бабушка, дедушка), но также и несовершеннолетние дети.  Данная статья, не имея четкого разграничения « членов семьи» и « бывших членов семьи» прежде всего, ставит под угрозу самых незащищенных в сложившейся ситуации – детей (подростков), которые в сложившейся ситуации очень часто оказываются на улице. Поэтому Жилищный кодекс, несомненно, требует внесения изменений части данной статьи, путем исключения в первую очередь несовершеннолетнего (малолетнего) ребенка из понятия бывшего члена семьи. Так как,  ребенок, прежде всего,  не имеет ни какого отношения к сложившейся ситуации и имеет одинаковое отношение к обеим из супругов.
Учитывая правоприменительную практику, можно отметить, что вопросы регистрации несовершеннолетних по месту жительства тоже имеют недостатки правового регулирования. особое внимание хотелось бы уделить проблеме,  касающейся  регистрации постоянного места жительства и выписки  несовершеннолетнего из жилого помещения, квартиры и т.д. из мест лишения(ограничения) свободы, на примере Камышинской воспитательной колонии для несовершеннолетних. В рамках юридической клиники консультантами была оказана помощь 30 гражданам, готовящимся к освобождению и  одним из самых часто задаваемых был вопрос о незаконной выписке несовершеннолетнего и продажей имущества ( квартиры), принадлежащего на праве общей долевой собственности. Осуществление продажи недвижимого имущества в отсутствии  несовершеннолетнего ребенка, говорит в первую очередь о бездействии органов государственной, муниципальной власти, (органов опеки и попечительства), которые  должны осуществлять контроль  над  такой категорией несовершеннолетних. Так как после выхода из  воспитательной колонии  несовершеннолетний ребенок еще не успевает адоптироваться к окружающему его обществу, он сталкивается с жилищной проблемой, вследствие этого вновь возвращается к преступной жизни. Поэтому стоит согласиться с мнением ученых – юристов, которые утверждают, что необходимо создать специальные комиссии  которые будут регулировать вопросы,  связанные с несовершеннолетними. При этом необходимо создать отдельную комиссию, регулирующую  только те вопросы,  которые  связаны  с несовершеннолетними,  освобожденными  из воспитательных колоний,  для решения  наиболее  сложных  и  спорных  случаев,  связанных с  совершением сделок по отчуждению жилой площади  несовершеннолетних,  а также по  другим  вопросам,  затрагивающим  права  и законные интересы  детей.  На что акцентировало свое внимание  Министерство образования в своем письме ,   рекомендуя   создавать   при   органах   местного самоуправления Советы (комиссии) по охране прав несовершеннолетних.
Таким образом, в связи с увеличением объема работы по защите имущественных  прав несовершеннолетних министерство также   рекомендует  вводить  дополнительные ставки специалистов по охране детства в органы управления образованием или устанавливать   надбавки   специалистам   по   охране  детства  за увеличение объема  работы.
Помимо выше перечисленного,  необходимо ужесточить контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Так как одной из основных функций органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц является защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Это самое объемное направление  деятельности ООП:  по статистическим подсчетам, только за 6 месяцев 2006 года выдано более 2500 разрешений произвести отчуждение жилых помещений и около 150 отказов на вышеуказанное действие. Уже не первый год риэлтерское лобби пытается внести изменения в ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены предварительного разрешения органа опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних. Частично это удалось( утверждает руководитель органа опеки и попечительства.).
С 1 января 2005 года изменено содержание ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации. Теперь при совершении сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние дети, не являющиеся собственниками данных жилых помещений,  разрешения органов опеки и попечительства не требуется, что по-моему мнению препятствует реализации защиты  прав и интересов несовершеннолетних детей.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что принятые изменения в Жилищном кодексе  Российской Федерации, вступивший в законную силу с 1 марта 2005 года, также содержат  нормы, которые в первую очередь защищают права собственников жилых помещений, чем права несовершеннолетних детей.  Но пока на  сегодняшний день остаются неизменными положения ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие защиту имущественных прав несовершеннолетних. А осуществление этой правозащитной функции возложено государством на органы опеки и попечительства, следовательно, есть надежда на усиление регулирования в этой сфере.

Карачева Ж.А., студентка 3 курса факультета управления и права, консультант юридической клиники

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.