Перейти на принцип сотрудничества, равенства интересов – значит для личности избавиться от страха быть кем-то побежденным. Это возможно лишь при психологической, социальной, экономической, политической, правовой, физической и нравственной защищенности «Я».
Как видим, сегодня в обществе не созданы нормальные условия жизни личности, гуманистического отношения к ней, что явилось бы основой для повсеместного распространения ненасильственных альтернативных методов разрешения правовых конфликтов. Обратимся к особенностям национального характера россиян. Какие черты могут препятствовать внедрению новых методов решения конфликтов?
Под национальным характером понимается совокупность тех специфических норм поведения и деятельности, которые типичны для той или иной нации, или совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей. С этой точки зрения исследователи (П.И. Смирнов, 1994) определяют русский национальный характер как «нерыночный», «служебно-общинный», с выраженностью таких душевных черт, как терпеливость, смирение, способность к повиновению, привычка к достижению богатства, власти незаконными или аморальными средствами и т.д. Вероятно, что эти черты характеристики ментальности не предполагают активности, творчества, сотрудничества, равенства, интересов альтернативных методов разрешения конфликтов. Учеными Санкт-Петербургского университета в 1997 г. было проведено исследование с целью изучить психологические ориентации и поведенческие стереотипы русского этноса в городах России от Москвы до Якутска. В результате был составлен психологический портрет русского человека (приведем лишь некоторые характеристики по блокам).
Ориентация на коллективизм. На ее основе формируются такие поведенческие стереотипы и черты личности, как щедрость, терпимость, доверчивость.
Ориентация на духовные ценности. Совестливость, стремление к справедливости, альтруизм, правдивость и т.д.
Данные качества не противоречат принципам гуманистической психологии.
Ориентация на власть. Такие стереотипы поведения, как чинопочитание, верноподданичество, формальное законопослушание, управляемость, конформизм. Данные черты не позволяют выстраивать равноправные отношения при разрешении правовых конфликтов альтернативными методами, так как свидетельствуют об апатии и бессилии личности, уничижении ее в отстаивании своих интересов.
Ориентация на лучшее будущее. Оптимизм, надежда на то, что все образуется само собой, безответственность, беспечность, лень, бесхозяйственность и т.д.
Данные качества отрицают активное достижение своих интересов, активное отношение к результатам разрешения конфликта.
Учет особенностей национальной психологии не позволяет перенести на отечественную почву модель американской или какой-либо другой альтернативной формы разрешения правовых конфликтов без критического осмысления всего рационального, плодотворного и, главное, приемлемого для наших условий, что накоплено в зарубежной практике. В противном случае – велика вероятность отторжения.
Кроме указанных особенностей, необходимо сказать и о проблеме деформации социальных отношений и общения как факте российской действительности, отмеченном в ряде исследований.
Главными критериями нормального состояния социальных отношений являются прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права, в сфере нравственности, культуры, общечеловеческих ценностей. Именно эти фундаментальные приоритеты лежат в основе нормальных, цивилизованных взаимосвязей. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений.
Деформация социальных отношений означает их несоответствие общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества. К признакам деформации относятся: отсутствие свободы выбора, свободы слова, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая зависимость и др. Деформация социальных отношений приводит к деформации личности и общностей, т.е. социальной патологии.
Особенно остро социальная патология проявляется в период ломки социальных институтов, что характерно для сегодняшнего российского общества. Социальная патология находит свое выражение в переворачивании всего с ног на голову: искажении шкалы ценностей, приоритетов, «Я – образа», самооценки, утрате самоуважения, достоинства, возникновению самоуничижения, «комплекса неполноценности».
Социальная патология характеризуется дегуманизацией, утратой культуры, нравственности, снижением психологического здоровья нации, ростом проституции, наркомании, пьянства, умышленных убийств и самоубийств. Впервые на эти явления обратил внимание Э. Дюркгейм и назвал данный феномен «аномией». Он считал, что все это – следствие дезорганизации общества.
Социальная патология может приобретать черты средневековой психологии и проявляться в нетерпимости к представителям иных религий, других наций. Все эти явления – сегодняшняя действительность. Приведем пример «гулаговской психологии». Вот ее симптоматика:
- насилие как идеология, как картина мира, как образ жизни;
- милитаризация общественного мнения;
- наличие синдрома раболепия по отношению к начальству и чувство «хозяина» по отношению к нижестоящим;
-социальная шизофрения: подозрительность, поиск врагов;
- навязчивые страхи, фобии;
- внешний локус контроля поведения (объяснение неудач за счет внешних помех);
- формирование массового комфортного человека, некритичного, лишенного индивидуальности;
- лишение человека субъективности и превращение его в объект воздействия, что проявляется в снижении активности, ослаблении способности к изменениям;
- возникновение мутантов типа шариковых и швондеров, доминирующая черта которых – воинствующее бескультурье;
- преобладание силовых, нецивилизованных способов урегулирования конфликтов (выиграть любой ценой);
- повышенная внушаемость и мифологизация, стереотипы, установки, искажения неадекватной действительности шкалы ценностей.
Как видим, это полная противоположность характеристикам личности в гуманистической психологии, на которые ориентированы приемы и техники альтернативных методов разрешения правовых конфликтов. Очевидно, что данная социально-психологическая почва будет отторгать ненасилие как принцип существования.