Презентация учебного занятия по курсу «Применение международно-правовых норм в деятельности судебных и правоохранительных органов»

Тема: Применение норм международного права судами общей юрисдикции (Практическое занятие) (70 мин.)

Я слышу – и я забываю.

Я вижу – и я помню.

Я делаю – и я понимаю.

Конфуций

Домашнее задание

До проведения занятия студентам предлагается провести краткий обзор[1] российского законодательства и международных договоров, предписывающих государственным органам, включая судебные, руководствоваться международно-правовыми нормами в своей деятельности.

Группа студентов делится на малые группы, каждой из которых предлагается ознакомиться с судебным решением по гражданскому или уголовному делу, в котором суд применяет:

– международные договоры (1-я группа);

– международные обычаи (2-я группа);

– решения международных судебных органов (решение Европейского Суда по правам человека) (3-я группа).

1. Выступление преподавателя (15 мин.)

Общая характеристика вопросов взаимодействия внутригосударственного, прежде всего, российского и международного права. Понятие непосредственного применения норм международного права, его формы.

Цель – показать специфику взаимодействия международного и национального права в процессе осуществления правосудия.

2. Самостоятельная работа студентов в малых группах (20 мин.)

Группа делится на 3 малые группы[2], для каждой группы предлагается судебное решение по гражданскому или уголовному делу, в котором суд применяет международно-правовые нормы.

На занятии проводится анализ судебного решения и обсуждение в малых группах (в каждой группе свое судебное решение).

Студенты (слушатели) анализируют материалы учебного дела и вынесенные судом решения с точки зрения соотношения норм международного и национального права при рассмотрении гражданского или уголовного дела.

Студенты должны выяснить:

  • Обосновал ли судья применение норм международного права, если да, то каким образом, если нет, то каким образом следовало бы сделать данное обоснование?
  • Какие формы непосредственного применения международно-правовых норм использовал суд при вынесении решения?
  • · Каково влияние норм международного права на процедуру вынесения решений (оформление документов, сроки разбирательства, процессуальные гарантии и иные процессуальные аспекты)?
  • · В каком качестве судья использовал международные нормы при вынесении решения (применяемое судами право)?
  • · Осуществлял ли суд толкование норм международного права?
  • · Было бы решение иным, если бы судья не использовал международно-правовые нормы для обоснования правовой позиции?
  • · Были ли ошибки (недостатки) при применении судом норм международного права?

3. Презентация результатов работы в малой группе (15 мин. – по 5 мин. на группу)

На основе анализа каждая группа должна показать особенности применения международных договоров, международных обычаев, международных прецедентов.

Цель – обменяться знаниями и представлениями о применении международно-правовых норм федеральными судами РФ и судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

4. Совместное обсуждение в большой группе (15 мин.)

Вопросы для обсуждения:

– В какой мере федеральные суды используют возможности влияния на практику применения норм международного права в различных регионах?

– Каковы направления судебной деятельности, связанной с использованием норм между-народного права (какие категории дел, какие формы можно использовать – единственное обоснование, дополнительная аргументация решения, изменение национальной процедуры и т.д.)?

В ходе обсуждения ведущий использует активную доску, чтобы зафиксировать рекомендации по применению международно-правовых норм при вынесении решений в рамках национальной юрисдикции. Данные рекомендации могут быть сформулированы для адвокатов, судей, сотрудников правоохранительных органов.

Обратная связь (5 мин.)

Обсудить с участниками семинара программу и содержание курса, потребность в таком курсе, методологию, наличие учебных материалов и методов ведения занятий (возможности проведения занятий непосредственно в судебных органах по отдельным темам), формы контроля.

Необходимые материалы

1. Раздаточный материал для домашнего задания: выдержки из российского законодательства и международных договоров, предписывающих государственным органам, включая судебные, руководствоваться международно-правовыми нормами в своей деятельности, тексты обзоров практики применения норм международного права национальными судами, судебные решения по конкретным делам (подготовку осуществляет автор курса).

2. Презентационное оборудование для лекции (ноутбук, проектор, экран).

3. Активная доска для презентации работы малых групп.

В рамках презентации участникам выдается краткий обзор для ознакомления.
Если количество слушателей больше 15 человек, то групп делается больше, но непременным условием остается задание по применению судом различных видов международно-правовых норм. В таком случае делается по 2 комплекта задач, в которых суд применяет международные договоры, международные обычаи и решения международных судебных органов.

Комментирование закрыто.