ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Участвуя в работе юридической клиники, студенты встречаются с разными людьми. Обращающиеся за правовой помощью граждане обычно имеют невысокий уровень образования, сравнительно низкие доходы, зачастую являются нетрудоспособными по возрасту или состоянию здоровья. Все эти обстоятельства учитываются во время беседы, при разъяснении смысла той или иной правовой нормы, при составлении определенного юридического документа, при осуществлении представительства в суде.
С середины 2001 г. в деятельности юридической клиники Тверского государственного университета появилось еще одно направление. Студенты стали работать с гражданами – инвалидами по зрению. Установили сотрудничество с Тверской первичной организацией Всероссийского общества слепых и в помещении специализированной библиотеки (для инвалидов по зрению) ведут прием граждан, являющихся, как правило, незрячими. Основной круг вопросов – трудовые, семейные и жилищные, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, наследование.
Помимо приема граждан практикуются выступления студентов с лекциями на правовую тематику. Так, в связи с тем, что многих граждан интересовали особенности договоров купли-продажи и ренты, предметом которых является квартира, была проведена лекция-беседа, в ходе которой в сравнительном плане были изложены соответствующие положения правовых норм и практики их применения. Живой интерес вызвали две лекции по новому законодательству о наследовании.
Опыт названных и других форм работы студентов-клиницистов с незрячими людьми позволяет сделать ряд выводов, которые могут быть положены в основу дальнейшей деятельности юридической клиники с отдельными категориями граждан.
Во-первых, студенты убеждаются в том, что в изложенных ситуациях есть основания говорить об обостренности этических требований, об усиленном звучании всех норм профессиональной этики юриста. Общие цели работы с клиентом (исполнение профессионального долга, защита нарушенного права клиента и др.) наполняются новым содержанием, учитывающим субъективные особенности клиента – лица с ограниченными возможностями. Обратившийся в юридическую клинику за бесплатной правовой помощью незрячий гражданин должен получить максимум достоверной юридической информации по интересующему его вопросу. При этом необходимо выбрать соответствующую форму такой информации, например, прочтение текста правовой нормы вслух, крупный шрифт письменной консультации и т.п. Упомянем и о таких деталях – необходимо помочь незрячему клиенту сложить представленные документы, встретить его у двери помещения, усадить, проводить его после окончания беседы. Другими словами, то или иное поведение юриста, которое может быть этически безразлично в работе с обычными клиентами, становится этически необходимым в работе с незрячими гражданами. Студенты-клиницисты, бесспорно, приобретают положительный жизненный опыт, оказывая таким клиентам не только юридическую помощь, но и просто человеческую поддержку. Многие граждане благодарят за внимание, оказанное им во время беседы.
Во-вторых, опыт консультационной работы с незрячими гражданами может оказаться полезным в организации аналогичной деятельности с другими специфическими категориями граждан, например, с глухонемыми.
Обучение на юридическом факультете и работа в юридической клинике приводят студентов к пониманию того, что правилом их профессиональной деятельности действительно должны стать мудрые слова древних: «Omnes, quantum potes, juva» (Всем, сколько можешь, помогай).

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.