ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ПРАВА В СРЕДНИХ ШКОЛАХ

«Живое право» – такое название получила широко распространяемая в России в последнее время программа, суть которой заключается в следующем: студенты и преподаватели юридических вузов и факультетов занимаются правовым просвещением школьников, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также граждан, интересующихся правом.
Секция «Живое право», существующая как структурное подразделение юридической клиники Тверского государственного университета, специализируется на преподавании основ права в средних школах. Ведут уроки по «Живому праву» только студенты юридического факультета. Преподаватель, руководящий секцией и ведущий в ней занятия, в основном лишь координирует их работу. Однако для того, чтобы достичь такого результата (когда студенты не нуждаются в тотальном контроле, а самостоятельно могут готовить и проводить уроки в школах), необходимо обучить студентов интерактивным методикам преподавания. Сразу хотелось бы отметить, что во многих из этих методик нет ничего кардинально нового и сложного. В данном случае вполне уместно вспомнить высказывание о том, что все новое – это хорошо забытое старое.
Итак, сначала несколько слов о том, насколько обоснованно применение такого рода методик и что они из себя представляют.
Исследования, которые проводились специалистами, показали, что традиционные лекции запоминаются на 5 %, чтение позволяет усвоить материал на 10 %, использование видео-, аудиоматериалов – на 15 %, демонстрация – на 30 %, дискуссионные группы – на 50 %, практика через действие – на 70 %, а обучение других (немедленное применение обучения) – на 90 % .
Вывод напрашивается сам собой: чем больше аудитория включена в работу, чем больше творческого начала в этой работе, тем эффективнее процесс запоминания и усвоения материала.
Прежде чем более подробно останавливаться на некоторых интерактивных методиках, следует подчеркнуть, что студенты, занимающиеся по программе «Живое право», нуждаются, помимо соответствующего обучения, еще и в специальной подготовке педагога-психолога, который тоже должен иметь представление о такого рода методиках и о наиболее эффективных способах их преподавания. К такому выводу мы пришли, готовя подобным образом студентов на протяжении трех лет.
Думается, теперь можно перейти к разговору о конкретных методиках, применение которых обоснованно именно при работе со школьной аудиторией.
Наш опыт показал, что успех работы с учениками во многом зависит от того, сумеют ли студенты уже на первых уроках построить отношения со школьниками, наладить с ними психологический контакт. Мы пришли к выводу, что наилучшим образом раскрепостить учеников, «разговорить» их помогает так называемый «мозговой штурм». Суть его состоит в том, что каждый школьник может высказать свою идею на заданную тему, которая будет закреплена на листе ватмана или доске. При этом в ходе «штурма» не допускается критика или анализ этой идеи. То есть ученик может говорить все, что взбредет ему в голову, и никто не имеет права перебить его или осудить за сказанное. Опыт клинического юридического образования позволил выработать несколько правил проведения «мозгового штурма»:
- каждый может свободно высказывать предложения;
- участники высказываются по очереди, точно и кратко;
- любые предложения принимаются участниками;
- ведущий записывает все предложения;
- нельзя критиковать и комментировать предложения;
- можно развивать идеи и предложения, высказанные ранее .
Неоднократное использование данной методики именно в начале общения со школьниками показало, что это один из наиболее удачных способов установления контакта студентов со школьниками. Школьники могут убедиться в том, что перед ними почти их ровесники, но тем не менее более знающие и компетентные. С другой стороны, ученики, видя, что их мнение ценно для студента, что оно находит соответствующий отклик, «раскрываются», идут на контакт. Исчезают неосознанные страхи, появляется желание общаться, говорить. В качестве позитива можно отметить, что в процессе проведения «мозгового штурма» достаточно активно начинают работать не только «передовики», но и те ученики, которые раньше отмалчивались, боялись высказаться.
Еще одним замечательным интерактивным методом, прекрасно подходящим для школьной аудитории, является игра. Причем не только ролевая, но и обычная.
Приведем в качестве примера игру, разработанную специалистами в области «Живого права», которые преподают в Санкт-Петербургском Институте права им. Принца П.Г. Ольденбургского. Она называется «Эстафета» и суть ее состоит в следующем: каждый ряд учеников, сидящих друг за другом от первой до последней парты, составляет отдельную команду. Сидящие на первых партах – капитаны команд, которым раздается разное количество предметов (скрепок, карандашей, конфет и т.п.). Часть предметов остается у преподавателя. Затем объявляется: «Игра началась!». Естественное, ученики не имеют достаточных инструкций, и вскоре некоторые из них приходят в замешательство, недоумение и даже начинают сердиться и выражать недовольство. Примерно через полминуты преподаватель должен удивиться, что ученики не умеют играть и объяснить, что они должны передавать предметы в конец ряда, по одному за раз. Команда, закончившая первой, выигрывает. Он просит все предметы передать капитану и снова объявить, что игра началась. Потом необходимо быстро остановить игру, сказав, что забыли, что должны передавать предметы только через левое плечо. Они начнут возмущаться, что им такого не говорили. Не надо реагировать на их жалобы и снова начать игру.
Опять следует остановить игру и сказать, что вы увидели: в одном из рядов, т.е. в одной из команд больше девочек (или мальчиков), по этой «причине» этот ряд должен передать туда и обратно больше предметов для того, чтобы выиграть. Необходимо снова потребовать все предметы передать капитанам и добавить предметы командам, где больше девочек (или мальчиков). Но через короткий промежуток времени игра опять останавливается, так как по новым правилам предметы надо передавать только через правое плечо, и один из рядов дисквалифицируется за нарушение этого правила. Теперь игра доходит до конца. По усмотрению преподавателя определяется команда-победитель.
После игры следует спросить и учеников, что им не понравилось или вызвало замешательство в ходе игры, почему она показалась нечестной, несправедливой, что надо изменить, чтобы игра прошла успешно .
Эта игра наиболее оптимальна для самых первых уроков, она помогает достичь нескольких целей: во-первых, она хороша для установления контакта между студентами и школьниками, а во-вторых, она подчеркивает, насколько важную роль играет в жизни человека право.
Ролевые игры достаточно часто используются в уроках «Живого права». Они иллюстрируют позитивный материал, оживляют урок, делают его более динамичным, интересным.
Наши студенты, пытаясь внести в игру элемент театральности, используют самые простые костюмы и декорации (например, иллюстрируя понятие «правонарушение», студенты использовали в ролевой игре костюм зайца, который без билета едет в общественном транспорте). Такие костюмы не требуют особых затрат и чрезвычайно просты в изготовлении («зайцу» достаточно было закрепить на голове вырезанные из бумаги уши), однако они воспринимаются школьниками «на ура» и, как показывает опыт, увеличивают процент запоминания и понимания материала.
Еще одним интерактивным приемом является дискуссия. Безусловно, в самой дискуссии ничего новаторского нет, однако, используя столь простой и доступный способ работы со школьной аудиторией, студенты сумели достичь неплохих результатов. Во-первых, дискуссия – это дополнительная возможность наладить контакт со школьниками, выявить лидеров в классе (а знать о том, к чьему  мнению в классе прислушиваются, очень важно), вовлечь в работу менее активных учеников. Во-вторых, это отличный способ изучения правового материала, так как в ходе дискуссии ученики пытаются разрешить определенную правовую проблему, высказать свою точку зрения на нее, выявить пробелы в своих знаниях.
Следует подчеркнуть, что подготовка к проведению дискуссии в школьной аудитории имеет ряд специфических особенностей. В частности, для обсуждения необходимо подобрать такую тему, чтобы, в первую очередь, она затрагивала правовую проблему и, кроме того, была интересна школьникам. Студентам удалось найти тему, которая, на наш взгляд, идеально подходит по всем параметрам. Так, уже несколько лет в разных школах города на обсуждение выносится тема: «Смертная казнь: за или против?». Почему она подходит по всем параметрам? Во-первых, эта тема, безусловно, дискуссионная. Во-вторых, как правило, в каждом классе есть ее сторонники и противники (самое интересное, как показывает опыт, что класс делится практически всегда пятьдесят на пятьдесят). В-третьих, как и требуют правила дискуссии, эта проблема не имеет однозначного решения, поэтому стороны равны. Практиковалась тема «Возможна ли легализация наркотиков?». Она тоже хорошо подходит для дискуссии, так как сторонников и противников легализации всегда можно найти в любом классе.
В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, «Живое право» сегодня не может обходиться лишь традиционными методиками подачи материала, хотя и о них забывать не следует. Любой интерактивный прием внесет в урок живость, у школьников появиться желание активно работать, они будут лучше запоминать и усваивать правовой материал.

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.