Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с защитой жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным проверки, проведённой в 1998 году, 414 воспитанников детских домов и школ-интернатов Тверской области не имели закреплённого жилья. Лишь 236 из 414 выпускников состоят в органах местного самоуправления на учёте передающихся в улучшение жилищных условий. Помимо трудностей, связанных с обеспечением жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не во всех случаях принимаются меры к закреплению за несовершеннолетними ранее занимаемой жилой площади. В соответствии со ст. 37 ЖК и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1997 года «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения…»[1]. Если за этой категорией детей не закреплено жилое помещение, то после окончания пребывания в социальном учреждении они встают на учёт нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с п.2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях…» снятие детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей) с регистрационного учёта осуществляется только с согласия ООИП. В 1998 году в интересах несовершеннолетних детей и защиты их жилищных прав предъявлено 17 исков, 6 из них – в интересах детей-сирот. Эта категория детей является наиболее социально незащищённой и уязвимой. Так, например, прокурором Заволжского района был подан иск о признании недействительным договора купли-продажи приватизированной 2-х комнатной квартиры, в которой проживал гражданин Г. и несовершеннолетний сын его жены, которая умерла. С тех пор мальчик проживал у бабушки. Брак между гражданином Г. и матерью несовершеннолетнего мальчика зарегистрирован не был. Суд удовлетворил иск прокурора, назначив мальчику опекуна и признав за ним право собственности на квартиру, так как в соответствии со ст. 4 ФЗ на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, требуется согласие ООИП, которое в данном случае получено не было. Этот пример не является единственным в сфере нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[2].
Проанализировав жилищное законодательство помимо нарушений, я выделила следующие гарантии жилищных прав детей:
1. Право пользования жилым помещением, в котором проживает несовершеннолетний член семьи нанимателя или проживающий отдельно, но имеющий равные с нанимателем и членами его семьи права. Если члены семьи нанимателя перестали быть таковыми (семья распалась), но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права, как наниматель и члены его семьи (ст. 53 ЖК).
2. В соответствии со ст. 60 ЖК «жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим ребёнком, если он помещён на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям), в течение всего времени их пребывания в этом учреждении»[3].
3. Право собственности на жилое помещение. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» «в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением»[4]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что российское гражданское, жилищное и семейное законодательство закрепляет лишь отдельные права детей, что затрудняет определение правового статуса ребёнка в целом; кроме того, законодательство не устанавливает санкций за нарушение норм жилищного законодательства, в то время как жилище должно быть гарантировано государством в первую очередь и не просто формально декларировано, а действительно обеспечено.
В связи с этим я предлагаю в положении об ООиП определить четкие основания отказа в совершении сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних. Решающим критерием для дачи разрешения или отказа отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние должны быть, прежде всего: сведения, характеризующие взрослых членов семьи, наличие приобретаемого жилья или реальной возможности такого приобретения, мнение ребенка.
В соответствии с действующим законодательством именно на ООиП государством возложена охраны и защиты прав детей. Численность их сотрудников огромна, но несмотря на это ООиП зачастую очень формально подходят к выдаче разрешений на совершение сделок по отчуждению жилья, в котором проживают несовершеннолетние, исходя лишь из представленных документов. В связи с этим я предлагаю доработать положение ООиП и создать специализированные отделы по защите прав детей в различных отраслях права, в том числе и жилищном.
[1] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
[2] По материалам обобщения практики Тверской областной Прокуратурой за 2000 г.
[3] Жилищный кодекс РСФСР. М.; «Спартак», 1996.
[4] Закон РФ. О приватизации жилищного фонда в РФ (ст. 7).