Методика критического мышления

В современном учебном заведении преподавателями используется множество различных методов обучения. Одной из интересных и популярных методик является «критическое мышление». Она включает себя три обязательных этапа проведения занятия.
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:
– актуализировать и обобщить имеющиеся у обучаемого знания по данной теме или проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;
– побудить обучаемого к активной работе на занятии и дома.
На данной стадии можно использовать такой прием, как «корзина идей, понятии». Он предназначен для организации работы именно на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у обучаемых опыта и знаний. Его использование позволяет выяснить, что знают или думают студенты по теме занятия.
1. Задается вопрос о том, что известно студентам по теме занятия.
2. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает. Данная работа индивидуальна и ее продолжительность не должна быть более 1–3 мин.
3. Затем происходит обмен информацией в парах или малых группах (групповая работа). Время на обсуждение дается не более 3 мин.
4. Далее каждая группа или пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя при этом ранее сказанного.
5. Преподаватель на доске составляет «корзину идей, сведений». Эти высказывания не комментируются даже в том случае, если они ошибочны. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты, мнения, проблемы и понятия могут быть связаны в логические цепи.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет студенту получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь можно использовать такой прием как «инсерт или пометки на полях», который позволит студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. При этом студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у обучаемого представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным обучаемому и требует дополнительных сведений, а также вызывает желание узнать какие-либо подробности.
Данный прием требует от студента активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание и восприятие информации в процессе чтения текста. Следует отметить, что студенты, как правило, при обычном прочтении текста пропускают то, что им непонятно. При маркировании текста знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
От преподавателя использование этого приема требует предварительного определения текста для чтения с пометками, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков, а также четко обозначить время, отведенное для работы с текстом, и следить за регламентом.
Следующим этапом стадии осмысления является заполнение таблицы, в которую кратко необходимо занести информацию, ранее отмеченную в тексте. Такая работа является индивидуальной и четко определенной по времени. Затем студенты обсуждают таблицу в группах или паре. В ходе обсуждения можно присваивать идеи, записывать в таблицу новые, неотмеченные факты и высказывания. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что на уроке, будь то лекция или семинарское занятие, времени для вопросов студентов не остается вовсе. Результатом этого становится неумение, а в некоторых случаях страх студентов задавать вопросы, выяснять подробности и т.д. Поэтому знак «вопрос» весьма важен при изучении и анализе материала. Вопросы, которые задаются студентами, помогают им осознать, что знания, получаемые на уроке, не конечны. Это стимулирует их к поиску ответа на вопросы, познанию новой информации, изучению дополнительной литературы и т.д.
Третья стадия – рефлексия. В результате этой стадии студенты получают целостное осмысление, обобщение полученной информации, присваивают новое знание и формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Поэтому студенту можно предложить написать эссе или синквейн. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал или полученную информацию. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
в первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна;
во второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
в третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;
в четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы;
последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, средства творческой выразительности. Он также помогает преподавателю оценить словарный багаж студента.
Данная методика допускает наличие ошибок в рассуждениях студентов, поскольку они исправляются в ходе занятия. Приветствуется также и «списывание» (присвоение чужой идеи). В этом случае сам студент видит, где он допускает ошибки, где он был невнимателен и т.д. Таким образом, он учится ответственнее подходить к работе с текстом.
Такая методика может быть использована на семинарах, в редких случаях и при проведении лекционных занятий. Одной из положительных черт представленного способа является его оригинальность. Это нравится студентам: они охотнее втягиваются в обсуждение как с сокурсниками, так и с преподавателем, им интереснее самостоятельно работать с текстом, делать собственные выводы, писать стихи, задавать вопросы. При использовании именно такого метода обучения студенты усваивают больше материала и, что наиболее важно, учатся критически оценивать получаемую информацию.

Комментирование закрыто.