Методические рекомендации “Дело Рубика Хачикяна”

Методические рекомендации для преподавателя по проведению занятия по теме

“Анализ дела и выработка позиции по делу”

Дело Рубика Хачикяна”

Продолжительность занятия – 90 минут

Предлагаемое упражнение предназначено для студентов, имеющих теоретические знания по интервьюированию, консультированию, анализу дела и выработке позиции по делу. Кроме того, студенты имеют клинический опыт проведения интервьюирования и консультирования.

Цель занятия:

Отработка практического навыка выявления фактов, усиливающих и ослабляющих позицию клиента.

Предполагаемые результаты:

1. Практический навык выявления, анализа фактов, усиливающих и ослабляющих позицию клиента.

2. Умение отделить “нейтральные” факты (не имеющие усиливающего или ослабляющего характера).

3. Умение сопоставлять и оценивать факты по делу.

4. Практика обоснования своей позиции, аргументации.

Материалы для проведения занятия:

1. Фабула дела Рубена Хачикяна.

2. Извлечения из нормативно-правовых актов.

3. Методические рекомендации для преподавателя.

План занятия:

1 Введение в проблему. Обозначение цели и значимости занятия                                                                                                                 -    5 мин.

2. Предоставление учебного материала студентам             -    4 мин.

3. Распределение студентов  по двум группам                   -   2 мин.

4. Обозначение задания для групп, расстановка акцентов  -    4 мин.

5. Обсуждение в малых группах                                    -    20 мин.

6. Презентация представителей групп                            -    20 мин.

7. Объединение групп. Обсуждение, совместная работа

по выявлению, анализу фактов, усиливающих и

ослабляющих позицию клиента                                  -   15 мин.

8. Общая презентация.                                                    - 10 мин.

9. Анализ работы студентов. Подведение итогов                 – 10 мин.

Порядок проведения занятия:

1. Введение в проблему. Обозначение цели занятия          -   5 мин.

Объясните студентам значимость отрабатываемого практического навыка для анализа конкретного дела, определения позиции по делу и  способов доказывания.

Объясните цель задания студентам. Обратите внимание на следующие вопросы:

- Какие факты являются усиливающими позицию клиента.

- Какие факты являются ослабляющими позицию клиента.

- Какие факты являются “нейтральными” по отношению к будущей позиции адвоката по делу.

-Имеют ли отобранные факты достаточную логическую обоснованность.

- Выделите обстоятельства дела, с которым закон связывает удовлетворение требований клиента (обратите внимание на нормативно-правовые акты)

2. Предоставление учебного материала студентам -    4 мин.

Преподаватель раздаёт студентам фабулу дела, а также извлечения из нормативно-правовых актов, относящихся к делу.

3. Распределение студентов  по двум группам -   2 мин

Преподаватель делит группу на две подгруппы (по критериям, учитывающим характеристику данной группы студентов).

4. Обозначение задания для групп, расстановка акцентов  -    4 мин

Преподаватель разъясняет студентам задание*[1]. Используется вариант №1: студенты первой группы выявляют факты, усиливающие позицию покупателя; студенты второй группы – ослабляющие позицию покупателя.

Студентам необходимо напомнить о применении нормативно-правовых актов применительно  к данной фабуле дела.

Преподаватель должен сообщить, что после обсуждения представители каждой группы должны сделать презентацию и приготовить аргументированное обоснование каждого факта.

5. Обсуждение в малых группах -    20 мин.

Студенты в течение 20 мин. обсуждают фабулу дела, выявляют факты, усиливающие и ослабляющие позицию клиента. Преподаватель контролирует ситуацию, делает записи, иллюстрирующие работу каждого студента.

6. Презентация представителей групп                            -    20 мин.

После обсуждения представители каждой из групп демонстрируют подготовленный вариант выявленных фактов. Презентация сопровождается объяснением выбора фактов, а также доказыванием обоснованности усиливающих или ослабляющих сторон выявленных фактов.

При этом студенты должны мысленно оценивать убедительность представляемых аргументов.

7. Объединение групп. Обсуждение, совместная работа по выявлению, анализу фактов, усиливающих и    ослабляющих позицию клиента -   15 мин.

После презентации двух групп, для большей эффективности отработки данного практического навыка, группы объединяются и преподаватель должен объяснить суть следующего задания – с учётом представленных объяснений, аргументов, доказательств отработать в совместной работе двух групп окончательный вариант общей презентации фактов.

8. Общая презентация.                                                    -  10 мин.

Объединенная группа должна в совместной работе проанализировать аргументы, доказательства, факты, представленные двумя группами (включая поиск возможных дополнительных фактов),  на предмет юридически значимых обстоятельств и подготовить общую презентацию.

9. Анализ работы студентов. Подведение итогов                 – 10 мин.

Проанализировав представленную двумя группами общую презентацию, преподаватель подводит  итог проделанной студентами работы. При этом делается акцент на следующее моменты:

  • Положительные стороны занятия (что получилось).
  • Отрицательные стороны занятия (что не получилось и почему) и возможные пути устранения недостатков.
  • Выявлены ли все факты, усиливающие или ослабляющие позицию покупателя.
  • Имеют ли они достаточную обоснованность.
  • Правильно ли студенты применили действующее законодательство.

Преподаватель должен показать значение данного практического навыка в переходе к следующему этапу – определению позиции по делу.


* Упражнение разработано участниками международного семинара для преподавателей юридических клиник «Клиническое юридическое образование», май 2002 года, Ереван, Армения

* Преподаватель по своему усмотрению может предложить один вариант из трёх:

1. Студенты первой группы выявляют факты, усиливающие позицию покупателя; студенты второй группы – ослабляющие позицию покупателя.

2. Студенты первой группы выявляют факты, усиливающие позицию продавца, студенты второй группы – ослаблящие позиции продавца

3. Студенты первой группы выявляют факты, усиливающие и ослабляющие позицию продавца; студенты второй группы выявляют факты, усиливающие и ослабляющие позицию покупателя.

При этом преподаватель должен переструктурировать план занятия.

Комментирование закрыто.