Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних

«Конфликт – одно из естественных состояний человеческих отношений»[1], порождение ускоряющегося ритма современной жизни. Прошедшее столетие продемонстрировало человечеству масштабность конфликтов, их сокрушительную силу. Столетие нынешнее, по мнению некоторых ученых, может стать последним, если число конфликтов будет нарастать. Подобные неутешительные прогнозы имеют право на существование в первую очередь потому, что часто участниками конфликтов, а иногда и их зачинщиками, становятся несовершеннолетние.
Интересы несовершеннолетних все чаще затрагиваются в спорах и конфликтах гражданско-правового характера, возникающих между их родителями или иными родственниками в связи с разводом, вступлением в брак, лишением родительских прав, оформлением опекунства и попечительства, разделом имущества, недвижимости, в частности жилых помещений, вступлением в наследство, регистрацией по месту жительства и пр. Агрессия, порожденная чужим конфликтом, не редко воспринимается ребенком, как часть собственного существа, что отрицательно влияет на его общее состояние и в будущем может выразиться через отклонения в развитии, фобии, болезни психики.

В нашей стране правовые споры принято решать с помощью специально созданных государством правоохранительных органов, самым популярным из которых является суд. Однако не стоит забывать, что судебное разбирательство довольно хлопотно, отнимает много времени, сил и требует материальных затрат. В такой ситуации вовлеченный в конфликт ребенок, права которого затрагиваются правовым спором, лишенный на время должного внимания со стороны взрослых, чувствует себя особенно незащищенным. Хуже всего, если ему непосредственно приходится принимать участие в судебном разбирательстве.

В сложившихся условиях необходимо вспомнить о существовании альтернативных способов разрешения конфликтов. Альтернативное разрешение споров предполагает возможность использования субъектами гражданских правоотношений не запрещенных законодательством правовых средств, направленных на устранение спора правового характера.[2] Развитие таких альтернативных средств и способов, называемых еще примирительными процедурами, является приоритетным направлением политик большинства европейских государств.   В начале текущего столетия особенно популярной в России стала медиация, то есть процедура разрешения спора с помощью независимого посредника.

Медиация – процесс достижения  соглашения сторонами конфликта при помощи независимого посредника, результатом которого является полное и окончательное разрешение противоречий либо сопоставление интересов сторон таким образом, чтобы это удовлетворяло всех участников спора. Медиация играет особую роль в урегулировании разногласий участников гражданского оборота, способствуя достижению взаимопонимания без привлечения наделенных властью по разрешению спора органов.[3] Эта процедура позволяет разрешить спор на любых законных условиях, приемлемых для сторон, и сохранить дружескую атмосферу.

Практика показывает, что медиация часто необходима именно в сфере «бытовых» отношений, когда в конфликт вовлекаются все члены семьи, а ситуация, кажется сторонам безвыходной потому, что самостоятельно разрешить спор без высказывания взаимных упреков и оскорблений, при этом сохранив равновесие в семье, невозможно.

Прибегнуть к помощи посредника в разрешении спора не редко означает сохранить семью. Так, медиация помогла сохранить брак молодых супругов ожидающих ребенка. Они обратились в орган ЗАГСа для того, чтобы оформить развод и получили отказ. Продолжение совместной жизни казалось им невозможным даже ради ребенка, а расторжение брака – необходимым. Супруги пришли за помощью к медиатору. Медиатор немного разрядил обстановку, убедив стороны в реальной возможности развода; выслушал обоих супругов и помог сформулировать их интересы: расторжение брака с последующим участием в воспитании ребенка обоих родителей; вывел точки соприкосновения: интересы еще не родившегося ребенка. Затем медиатор предложил сторонам совместную работу с четко определенными целями: написать исковое заявление от имени супруги так, чтобы оно было понятно третьим лицам, чтобы после развода супруги смогли бы сохранить честь и достоинство, а так же приятельские отношения в интересах ребенка. Медиация прошла успешно, брак был сохранен[4], а в случае, если бы супруги все-таки развелись, они остались бы хорошими друзьями, что не мало важно для них, и особенно для ребенка, воспитание которого требует практически постоянного внимания со стороны мамы и папы.

Человек – существо социальное, и дети не являются исключением. Несовершеннолетние реализуют свою потребность в общении, объединяясь в группы по признакам общности интересов или места жительства и пр. В общении со сверстниками, где практически нет места взрослым, несовершеннолетние могут совершенно самостоятельно стать зачинщиками конфликта. С помощью медиации можно не только оградить несовершеннолетнего от пагубного влияния конфликта между окружающими его взрослыми людьми, но и разрешить конфликт, между детьми.

Положительные результаты медиации особенно хорошо видны при использовании ее в систематизированных группах несовершеннолетних, каковые создаются в школах. В начальных классах родители и учителя без труда могут прийти на помощь ребенку, вовлеченному сверстниками в конфликт. Однако уже в подростковом возрасте несовершеннолетние более открыты друг другу, они не хотят пускать взрослых в свою жизнь, и в таких условиях правильным считают разрешение спора методом физического воздействия. В свою очередь педагоги могут обучить своих подопечных основам медиации, что позволит подросткам урегулировать любой конфликт своими силами.

Конечно, воспринимать медиацию, самостоятельно осуществляемую несовершеннолетними, как альтернативный судебному способ разрешения конфликтов нельзя. В это же время принципы медиации (добровольность участия, конфиденциальность процесса, беспристрастность медиатора) столь просты и резолютивны, что делают ее почти универсальной. Для несовершеннолетних особое значение имеет равноправие, их одинаковость во всем. Взрослый, подавляющий подростков своим авторитетом и жизненным опытом, – плохой арбитр их споров. А вот ровесник, который по законам медиации не принимает решения, не дает советов, а лишь способствует процессу общения спорящих, способен создать условия для поиска сторонами обоюдовыгодного выхода из конфликта.

В школах Европы уже активно используют положительный опыт медиаторов для разрешения конфликтов учащихся. Основы медиации так же применяют в воспитательных колониях для несовершеннолетних в странах Восточной Европы, а страны запада активно внедряют посредничество в систему ювенальной юстиции.

В заключении хотелось бы отметить, что медиация – универсальный способ разрешения конфликтов, позволяющий максимально оградить ребенка от негативного влияния конфликта, который затрагивает его интересы, и способствующий постижению несовершеннолетним основ мирного урегулирования порожденных им споров.

Савенко О. В., консультант юридической клиники,
студентка 5 курса факультета управления и права


[1] Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2007, стр.5

[2] Захарьящева И. Ю. Примирительные процедуры в процессуально цивилистическом законодательстве: миф или реальность? // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 2007, стр. 276

[3] Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов) / Петер Фар и др.; отв. редакторы Катарина Грефин фон Шлиффен и Бердн Вегмани; [пер. с нем. С.С. Трушников]. – М., 2005, стр. VII

[4] Нарушкевич С., Фомовская Л. Медиация // «Юрист-Практик» № 1, январь 2007, стр.4

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.