Кто вправе осуществлять контроль за финансовой деятельностью объединения?

Различают следующие методы контроля, применяемые в садоводческом огородническом или дачном некоммерческом объединении:

- ревизия (совокупность мероприятий и контрольных действий по документальной и фактической проверке деятельности подведомственной организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильность должностных обязанностей работников разных организационных уровней; обычно ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля);

- аудит – независимая экспертиза (проверка) состояния бухгалтерского учета, финансового состояния предприятия, его платежеспособности, а также осуществление аудиторских консультаций;

- тематическая проверка – осуществление контроля определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка организации учета товарно-материальных ценностей, основных средств, проверка сохранности денежных средств.

С целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя и членов правления, создается ревизионная комиссия (не менее трех человек), либо назначается единоличный ревизор. Комиссия избирается из числа членов такого объединения общим собранием его членов на срок два года. Основное предназначение такой комиссии – проверка целесообразности совершаемых операций, в связи с чем в законе установлен определенный запрет на избрание в состав ревизионной комиссии (ревизором) отдельных лиц. Так, в состав ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги). Такое ограничение вполне закономерно, поскольку оно гарантирует независимость проверяющего эксперта.

Перед созданием (избранием) ревизионной комиссии (ревизора) общее собрание членов такого объединения (собранием уполномоченных) разрабатывает и утверждает порядок и полномочия  ревизионной комиссии в виде положения о ревизионной комиссии (ревизоре). Эта функция является обязанностью именно общего собрания, поскольку оно является высшим органом и ему непосредственно подотчетна ревизионная комиссия.

В ст. 25 Закона о садоводах предусмотрен случай перевыборов ревизионной комиссии (ревизора). Они  могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем 1/4 общего числа членов такого объединения. Таким образом, анализируя те же нормы о перевыборах в правление, которое возможно по требованию не менее чем 1/3 общего числа членов объединения, можно сделать вывод о том, что замена состава ревизионной комиссии достигается быстрее.

Некоммерческие организации, в том числе и садоводческие, дачные, огороднические объединения, могут подвергаться и иному методу контроля – обязательному аудиту по инициативе вышестоящих органов (в том числе и государственных) и инициативному аудиту – по решению общего собрания. Проведение аудиторских проверок регулируется, в частности, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»”. Заказчиком аудиторской проверки наиболее часто являются государственные органы. Значимость аудиторской проверки возрастает, если садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение осуществляет предпринимательскую деятельность либо получает государственные субвенции на проведение мероприятий или реализацию государственных целевых программ.

Аудитор или аудиторская организация в ходе проверки обязаны достичь понимания системы бухгалтерского учета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности некоммерческой организации.

Принципиально важными аспектами при проведении проверки садоводческого товарищества являются:

- учредительные документы. Устав товарищества должен содержать сведения о размере паевых взносов членов товарищества, о порядке распределения прибыли и убытков и т.д. Сведения, содержащиеся в учредительных документах, обязаны строго соблюдаться и не противоречить фактическим;

- сметы доходов и расходов дачного, садового, огородного некоммерческого объединения. Полнота и правильность отражения денежных средств, полученных от всей деятельности некоммерческой организации, в том числе предпринимательской, финансирования из бюджета, гранты и другие перечисления различных организаций. Соблюдение и исполнение смет;

- финансовая (бухгалтерская) отчетность – порядок формирования отчетности и проверка правильности составления баланса, а также формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» (в случае ее предоставления в налоговые органы);

- соблюдение производственно-хозяйственных договоров и выполнение по ним своих обязательств. Своевременность и обязательность выполнения всех условий, предусмотренных договорами. Своевременность погашения задолженности перед партнерами и разного рода организациями. Выполнение обязательств перед государством;

- проверка имущества, сопоставление учетной документации: акты списания, порчи, предшествующие акты ревизии и прочие учетные документы);

- проведение налогового аудита. Проводится в целях выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

Проверяется полнота и своевременность расчетов с бюджетом по различным видам платежей. Особой проверке подвергается правильность ведения раздельного учета по уставной и коммерческой деятельности.

Следует отметить, что при проведении аудита садоводческого, огороднического и дачного объединения могут быть выявлены различные ошибки. Вот наиболее типичные:

- ошибки по оформлению и ведению учредительных документов. Здесь, как правило, встречается неотражение в уставе всех видов деятельности, которые ведет некоммерческая организация, в частности вопросы ведения садоводческим, огородническим или дачным хозяйством видов предпринимательской деятельности и иной приносящей доход, либо ведение деятельности, не допустимой законодательством Российской Федерации. Иногда в уставе не оговаривается порядок уплаты членских взносов, отсутствуют должностные инструкции работников организации;

- ошибки при ведении финансовой, учетной деятельности. Часто представлены неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;

- при проведении инвентаризаций – несоблюдение сроков проведения инвентаризации и ошибки в процедуре ее проведения. Правила проведения инвентаризаций регулируются приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

- ошибки при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены, не соблюдая последовательности их совершения.

В организациях садоводческого, огороднического или дачного хозяйств помимо отсутствия ведения учета предпринимательской деятельности часто не производится разделения учета по основной (уставной) деятельности и по предпринимательской деятельности. Последнее является обязательным для всех некоммерческих организаций и должно быть соответственно оформлено в бухгалтерском учете. Наиболее часто встречающееся нарушение при ведении садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями деятельности, имеющей налогооблагаемую базу – это уклонение от уплаты налогов, в том числе неуплата налогов при наличии объектов налогообложения (налог на прибыль, при ведении предпринимательской деятельности; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на доходы физических лиц с сумм, превышающих установленный лимит, и другие обязательные платежи и отчисления).

Ошибки при составлении и представлении отчетной документации встречаются:

- при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;

- при составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, не существенна (в тех случаях, когда пояснительная записка необходима). Нарушены сроки представления бухгалтерской отчетности. Используемая в расчете информация противоречит данным бухгалтерского учета;

- наиболее грубым нарушением финансового (налогового) законодательства является представление отчетности по упрощенной форме бухгалтерской отчетности, в тех случаях, когда некоммерческая организация извлекает доход от предпринимательской деятельности.

В случае если члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения пользуются своим положением, халатно относятся к своему посту, либо не исполняют своих должностных обязанностей вовсе, они могут быть переизбраны по требованию членов объединения, то есть сняты с должности, либо вовсе исключены из числа членов объединения. В случае если их действия повлекли причинение убытков объединению, или они скрыли факты подлога, отсутствия юридически значимых документов, отчуждения общего имущества объединения, они могут понести более строгое наказание, нежели возмещение убытков.

Ревизионная комиссия в своей деятельности руководствуется Законом о садоводах, уставом объединения и положением о порядке ее деятельности, разработанным и утвержденным общим собранием. В уставе объединения обязательно фиксируется круг ее полномочий. Закон указывает лишь обязанности ревизионной комиссии, которые даже при отсутствии указания на них в уставе должны исполняться, права же могут быть раскрыты и дополнены в Положении о ревизионной комиссии, либо уставе.

Поскольку ревизионная комиссия – основной, но единственный контрольный орган (у общего собрания тоже имеется ряд контрольных функций), следует перечислить ее исключительные функции.

Первая из них – проверка выполнения правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных). Поскольку правление и его председатель – это органы исполнительные, то их деятельность направлена на исполнение решений, принятых общим собранием, планирование и реализация мероприятий, реализующих эти решения. При проверке учитывается и своевременность, полнота и целесообразность действий членов правления и его председателя.

Вторая функция – проверка законности гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления объединения. Это означает, что все проводимые правлением сделки должны быть совершены с управомоченными сторонами,  с соблюдением законной процедуры совершения сделок, в соответствующей форме, установленной  ГК РФ.

Третья функция – проверка нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, и проверка состояния его имущества. Эти обязанности ревизионной комиссии предполагают постоянный контроль хранения и подготовки требуемой документации, выполнения правлением своих функций по разработке нормативных актов и своевременного их утверждения на заседаниях. Наряду с этим производится контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения. Поскольку правление – это исполнительный постоянно действующий орган, то члены правления обращаются непосредственно туда со своими заявлениями, жалобами, предложениями, требованиями  и т.д. Правление обязано своевременно рассматривать эти заявления граждан, при условии, что они относятся к его компетенции.

Четвертая функция – организация, проведение и отчет о ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения. Она проводится в порядке, установленном Положением о ревизионной комиссии не реже чем один раз в год. Внеочередная ревизия может быть проведена во-первых, по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), во-вторых по решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), в-третьих по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления. После проведения ревизии комиссия обязательно отчитываться о её результатах перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений. Данные отчеты хранятся в документах общей отчетности, с копиями на руках ревизоров. В случае если ревизией были выявлены нарушения, которые создают угрозу интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления, комиссия вправе созывать внеочередное общее собрание членов некоммерческого объединения и доложить обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением.

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.