КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ «Дело Хачикяна»

Настоящая ролевая игра предназначена для студентов, имеющих теоретические знания о консультировании и опыт проведения консультирования.

Цели:

1)      выработать у студентов навык проведения консультирования при участии третьего лица;

2)      выработать у студентов навык реагирования на получение новой информации и ее экспресс-анализа.

После ролевой игры студенты смогут:

1)      проводить консультирование при участии третьего лица, который пришел вместе с клиентом;

2)      анализировать новую информацию, полученную при консультировании на предмет ее существенности и важности для дела;

3)      реагировать на получение новой информации в рамках консультирования;

Материалы:

  1. Методические рекомендации для преподавателя;
  2. Информация для юриста (резюме);
  3. Извлечения из нормативно-правовых актов;
  4. Конфиденциальная информация для Рубена Хачикяна;
  5. Конфиденциальная информация для Алексея Чеснокова;

План:

  1. Обсуждение навыка консультирования – 10 мин.
  2. Инструкции о дальнейшей работе – 2 мин.
  3. Распределение ролей клиентов – 2 мин.
  4. Самостоятельная подготовка – 20 мин.
  5. Распределение ролей юристов – 3 мин.
  6. Проведение ролевой игры – 15 мин.
  7. Анализ ролевой игры (комментирование) – 15 мин.

Ход занятия:

  1. 1. Обсуждение навыка консультирования – 10 мин.

В аудитории совместно со студентами обсудите навык консультирования. При обсуждении обратите внимание на следующие вопросы:

-         Что такое консультирование?;

-         Чем консультирование отличается от интервьюирования?;

-         Этапы (стадии) консультирования?;

-         Содержание каждого этапа (стадии) консультирования?;

-         Типичные трудности, возникающие при консультировании клиента («ловушки», трудный клиент и т.д.)?;

В случае, если у Вас останется время попросите студентов рассказать самое необычное либо сложное консультирование, которое они проводили в своей практической деятельности.

  1. 2. Инструкции о дальнейшей работе – 2 мин.

Расскажите студентам о дальнейшей работе. При даче инструкций можете использовать следующую схему. Сначала расскажите о том, что сейчас будет проводиться ролевая игра по теме «Консультирование». Перед непосредственным проведением ролевой игры мы выберем двух людей, которые будут играть роль клиентов. Особое внимание уделите следующему: при даче инструкций ни в коем случае не говорите о том, что на консультацию придут два клиента. Можете сказать о том, что в зависимости от времени может быть проведена одна или две консультации. Клиентам будет роздана конфиденциальная информация, о содержании которой, юристы знать не будут. После распределения ролей клиента отводится 20 мин. на самостоятельную подготовку для юриста и в течение 15 мин. будет проведена непосредственно ролевая игра. По окончании ролевой игры мы проанализируем ее и сделаем выводы.

  1. 3. Распределение ролей клиентов – 2 мин.

Предложите студентам самостоятельно из группы выбрать два человека, которые впоследствии будут играть роль клиентов. Остальная аудитория не должна знать об их ролях и содержании конфиденциальной информации. Выбранным студентом раздайте информацию для юриста (резюме) и одному – конфиденциальную информацию для Рубена Хачикяна, другому – конфиденциальную информацию для Алексея Чеснокова. Дайте устные рекомендации по поведению клиентов. После раздачи конфиденциальной информации попросите «клиентов» в течение 20 мин. подготовиться к ролевой игре. Желательно, чтобы «клиенты» готовились к ролевой игре в другой аудитории либо в отдельности от остальной группы.

  1. 4. Самостоятельная подготовка – 20 мин.

Раздайте всем оставшимся студентам информацию для юриста (резюме) и извлечения из нормативно-правовых актов. Объясните, что каждый из получивших указанные выше материалы может принять участие в ролевой игре в качестве юриста. На подготовку отводится 20 мин. Поясните, что резюме – это информация, полученная другим студентом при интервьюировании клиента и зафиксированная на бумаге. При подготовке студентов поощряйте взаимный обмен мнениями.

  1. 5. Распределение ролей юристов – 3 мин.

Из группы студентов выберете одного или двух человек, которые будут играть роли юристов. Если юристов будет двое, попросите согласовать план консультирования и распределить «роли» в консультировании.

  1. 6. Проведение ролевой игры – 15 мин.

Попросите студентов юристов подготовить место для консультирования. После приготовления пригласите студентов-клиентов в аудиторию и проведите ролевую игру с учетом информации, изложенной в резюме и конфиденциальных материалах для клиентов.

  1. 7. Анализ ролевой игры (комментирование) – 15 мин.

Анализ ролевой игры проведите следующим образом.

Напомните золотое правило: сначала говорят о том, что получилось, что было хорошего, хвалят, а только потом – о недостатках.

Сначала спросите студентов-юристов:

-         Что было ими сделано правильно, удачно?

-         Что бы они сделали иначе, если бы представилась возможность провести это же консультирование еще раз?

-         Поняли ли они, кто пришел на консультирование вместе с Рубеном Хачикяном? Как это отразилось на ходе консультирования?

-         Насколько помогло либо помешало юристу присутствие третьего лица?

-         Как повлияла или могла повлиять информация, полученная от Алексея Чеснокова, на консультирование? Имела ли эта информация какое-либо значение для дела?

Затем спросите клиента (Рубена):

-     Как Рубен оценивает работу юриста?

-         Насколько помогло либо помешало Рубену присутствие третьего лица?

Затем спросите студентов-наблюдателей:

-         Как «юристы» отреагировали на появление вместе с Рубеном Хачикяном еще одного человека? Все ли они сделали правильно? Как поступили бы Вы?

-         Как повели себя «юристы» при получении новой информации от Алексея? Как повели бы себя Вы в такой ситуации?

-         Существенна ли полученная информация для проведения консультирования?

Затем, если необходимо, дайте свои короткие комментарии по тем же вопросам и рекомендации по консультированию с участием третьего лица, а также при получении новой информации.

Поблагодарите всех участников.


Упражнение разработано участниками международного семинара для преподавателей юридических клиник «Клиническое юридическое образование», май 2002 года, Ереван, Армения

Комментирование закрыто.