Цель занятия: сформировать навыки выявления интересов у клиента в результате интервьюирования
Знания: понятия интереса, виды интереса, для чего необходимо выявлять интерес и какие вопросы задавать для выявления, соотношение интереса и возможности;
Навыки: подготовки интервьюирования с целью выявления интереса, постановки вопроса на выявления интереса,
Временные рамки: 90 минут
Целевая группа: студенты юридической клиники
Ресурсы: ватманы, маркеры или доска и мел, карточки с ролями студента-интерьюера и клиента-Рубика (или видеокассета, мультипликация, аудио-запись с двумя фигурками)
Материалы: казус, раздаточный материал с понятием “интерес”, “видами интереса”и основные отличия интереса от возможности;
Методы работы: ролевая игра (демонстрация: видео, мультипликации, итд), работа в малых группах, управляемая дискуссия, мозговой штурм.
План занятия
- представление темы занятия, фокусировка внимания 2 мин.
- подготовка к ролевой игре 5 мин.
- ролевая игра 8 мин
- обсуждение ролевой игры 15 мин
- вклад преподавателя, подсуммирование, 20 мин.
(обьяснение что такое интерес, для чего, итд.)
- разделение на малые группы и подготовка ролей -Рубиков 5мин.
- работа в малых группах 20 мин.
- подведение итогов работы в малых группах 15 мин.
(дискуссия как выявлялся интерес, что делали чтобы выявить, итд)
- заключение и подведение итогов занятия 5 мин
- Итого: 90 мин.
1.Преподаватель знакомит студентов с темой, целью и ожидаемыми результатами занятия.
2. В качестве фокусировки, преподаватель возвращается к предыдущей теме, и спрашивает что нужно знать и уметь студенту для того, чтоб провести качественное интервьюирование, и обьявляет что сегодня будут обсуждать проблемы выявления интереса клиента;
3. подготовка к ролевой игре проводиться в двух направлениях:
раздать и ознакомить с ролями до занятия (двум студентам);
раздать во время занятия.
Если пользуемся видео и аудио записью, то надо подготовить тех. средства заранее.
Проведение ролевой игры: (или смотрим видео, мультфильм, или спектакль)
Обсуждение увиденного:
Преподаватель может задать следующие вопросы:
- что вы наблюдали
- что было установлено в ходе интервью (проведение мозгового штурма)
- что можно посоветовать “Рубику” в данной ситуации (проведение мозгового штурма);
- какой из советов соответствует интересам Рубика;
- почему именно этот;
- как вы это определили’
- был ли выявлен интерес Рубика
- необходимо ли выявлять интерес клиента и для чего
Подсуммирование и обьяснения:
Преподаватель задает вопросы:
что такое “интерес”,
чем отличается “интерес” от “возможности” и отличается ли он,
какие виды интересов
в чем он мог бы быть заинтересован в данной ситуации (проведение мозгового штурма и преподаватель проводит ранжирование на правовые и неправовые интересы)
Преподаватель раздает подготовленный раздаточный материал, где имеется определение (понятие), виды и отличие интереса от возможностей и значение выявления интереса для дальнейшей работы с казусом.
Студенты знакомятся с раздаточным материалом и задают уточняющие вопросы, дают комментарии, и идет короткое обсуждение материала.
Преподаватель уточняет, что должен был сделать студент, для того, чтобы выяснить интерес Рубика Хачатряна, они обуждают это
Здесь представляется два варианта:
- преподаватель суммирует результаты обсуждения и обьясняет с его точки зрения какие элементы были бы наиболее оптимальны, что лучше всего подходило из перечисленного
- подготовить раздаточный материал, задача вопросов, какие вопросы могли задаваться, итд.
Разделение на группы. Преподаватель предлагает выйти добровольцам по количеству групп, раздает им инсрукции Рубиков Но.2, а в это время Рубики знакомятся с ролями, могут обсуждать между собой. В тоже время ведется работа в малых группах, где задачей каждой группы является подготовится к тому, чтобы выяснить позицию Рубика (подготовить вопросы, как себя вести, итд).
Работа в группах останавливается и каждая группа превращается в одного студента. К ним приходит Рубик и они проводят интервьюирование цель которого не столько установить факты, сколько выявить интерес Рубика.
Группы проводят интервьюирование.
Обсуждение интервьюирования:
Вопросы к группам:
- Как себя чувствовали “Рубики” во время интервьюирования,
- Как себя чувствовали участники в качестве интервьюеров,
- Были ли выявлены интересы “Рубика” с вашей точки зрения и почему вы так думаете,
Вопросы к “Рубикам”:
- Был ли выявлен интерес и почему они так думают
- С точки зрения и тех кто проводил и кто давал интервью, что привело к выявлению интереса или что не привело
- Какие вопросы наиболее удачны с точки зрения одних и других
- Что было наиболее удачным для выявления интереса
- Что было наиболее сложным для выявления интереса
- Что нужно было сделать, чтоб было более удачным.
Заключение занятия:
Вопросы:
- Что такое выявление интереса и для чего оно необходимо
- Какие виды интересов существуют
- Что нужно сделать для того, чтоб выявить интерес (мозговой штурм, подготовится к интервью, подготовить вопросы, знать нормативные нормы);
- необходимо ли студенту предварительно знать законодательную базу
Упражнение разработано участниками международного семинара для преподавателей юридических клиник «Клиническое юридическое образование», май 2002 года, Ереван, Армения