Деловая игра по сюжету «Раздел имущества супругов»

Между студентами распределяются роли бывших супругов и выдаются следующие сюжеты, которые являются базой для дальнейшего развития гипотетического правового спора. Также у преподавателя имеется ряд документов по данному сюжету1 , которые студентам первоначально не выдаются, а раскрываются перед студентами только в том случае, если «консультант» попросит «клиента» их показать (принести), остальные документы студенты могут для обоснования своей позиции формировать самостоятельно.
Информация для «бывшей супруги А. Амосовой». А. Амосова состояла в браке с Б. Амосовым. Брак расторгнут 15 января 2006 г. В период брака приобрели автомобиль ВАЗ-2106 2002 г. выпуска, который стоит сейчас примерно 100 000 руб. Также имеется садовый домик с надворными постройками стоимостью 125 000 руб. Амосова предлагала мужу забрать машину, а ей оставить садовый домик и выплатить разницу в размере их долей в имуществе при разделе. Она считает такой раздел справедливым, так как ей машина не нужна, она не умеет ее водить, а садом все время занималась она, бывший муж туда ездил только пить пиво с друзьями. Бывший супруг с предложенным вариантом не согласен и говорит, что он тоже хочет оставить за собой садовый домик, а также машину (с выплатой Амосовой разницы), а также считает, что машина стоит дешевле, так как вся побита. Амосова считает, что снижать стоимость машины нельзя, так как бывший супруг сам виноват, он побил машину, когда садился нетрезвым за руль.
Информация для «бывшего супруга Б. Амосова». Б. Амосов состоял в браке с А. Амосовой (до 15 января 2006 г). В период брака супруги приобрели автомобиль ВАЗ-2106 2002 г. выпуска, который в настоящее время стоит примерно 50 000 руб., так как машина много эксплуатировалась, он подрабатывал на ней по вечерам после работы, подвозил пассажиров, кроме того, автомобиль два раза попадал в аварию. Также имеется садовый домик с надворными постройками стоимостью 125 000. Амосова при разделе имущества просит оставить у нее садовый домик и деньги, а ему отдать машину. Он не согласен с таким разделом. Выплатить разницу за машину он согласен, но Амосова называет слишком высокую цену за их «развалюху шестерку» (оценивает ее в 100 000 руб.), он много на ней ездил и в сад, иногда подрабатывал по вечерам «извозом». В саду он любит «снять стресс с бутылочкой пива на природе», он ремонтировал домик, строил там сарай под дрова и инструменты, в котором любит что-нибудь мастерить. Поэтому не хочет передавать дом жене, а считает, что он должен остаться у них в совместном пользовании.
Методические рекомендации преподавателю при проведении игры. Данный сюжет сориен-тирован на обучение студентов применению на практике знаний, полученных при изучении дисциплин: семейное право, гражданское право, гражданское процессуальное право. В сюжете смоделированы два очага конфликта: спор о том, кому при разделе имущества достанется садовый участок (возможность совместного пользования исключается) и какова реальная стоимость автомобиля.
Нередко студенты на стороне Амосовой пытаются заявить требование об изменении размера долей в ее пользу, основываясь на сюжетной линии о разбитом автомобиле, который Амосов водил в пьяном виде (п. 2 ст. 39 Семейного кодекса РФ). С учетом того, что такое усложнение позиции приведет к выработке практических навыков аргументации и доказывания, не следует пресекать попытки студентов избирать данную позицию. Однако не следует поощрять желание студентов изменить сюжет путем утверждения (и формирования доказательств) о том, что какое-либо из спорного имущества приобретено до брака, либо подарено одному из супругов, либо иным образом изменить режим совместной собственности на спорное имущество.
Изначально студентам, играющим роли клиентов, должно быть предложено занять непримиримую позицию в отношении своих целей и потребностей при разделе имущества. Только студент-консультант должен убедить своего клиента в необходимости поиска компромиссного решения относительно спора по садовому домику.
Для извлечения максимального обучающего эффекта из данного сюжета рекомендуется предложить составить студентам исковое заявление и отзыв на исковое заявление, а также провести переговоры и составить проект либо соглашения о разделе имущества супругов, либо мирового соглашения.
Учебные задачи деловой игры:
1. Научить студентов получать информацию у клиента о фактических обстоятельствах, связанных с проблемой клиента;
2. Научить студента выделять информацию об интересе клиента, научить различать интерес личный (фактический) и имеющий юридическое значение;
3. Научить студента применять к фактической ситуации с учетом интереса клиента нормы материального права, учитывая правовые позиции судебных органов, а также выработать умение комплексного подхода к оценке правовых норм семейного законодательства (п. 3 ст. 38 СК РФ) и гражданского законодательства (235 ГК РФ) . Именно эта задача является ведущей в сюжете деловой игры, поскольку обыкновение судебной практики (что отражается в ряде комментариев к СК РФ) присуждать при разделе имущества каждому из супругов определенное неделимое имущество с учетом его интересов мешает увидеть иные нормы права, не позволяющие суду лишить одного из супругов права собственности, если на это нет его воли;
4. Научить студента прогнозировать перспективу разрешения спора в суде, оценивать возможности доказывания аргументов своей стороны в суде;
5. Научить студента убеждать клиента пойти на компромисс и найти взаимоприемлемые варианты разрешения спора между сторонами;
6. Развить у студента навыки составления юридических документов (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, мировое соглашение).

Комментирование закрыто.