Административная защита прав несовершеннолетних

Провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, Конституция РФ не проводит различий между взрослыми и детьми. Каждый член человеческого сообщества в равной мере обладает достоинством, признание которого является основой всех неотъемлемых прав личности. Объективной формой выражения уважения достоинства личности со стороны государства служит реализация возложенной на него ст. 2 Конституцией РФ обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Несмотря на то, что люди отличаются друг от друга социальным положением, происхождением и личностными качествами, провозглашенный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом имеет прочную основу – признание равного достоинства (ценности) каждой личности: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”.

Гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина (в том числе в сфере уголовного судопроизводства) не может быть достигнуто за счет наделения всех граждан одинаковым набором прав. Законные интересы лиц разных возрастов, отличающихся уровнем развития, состоянием здоровья или образованием, пусть даже и обладающих одинаковыми правами, нельзя признать обеспеченными в равной мере.

Необходимость в обеспечении повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обусловлена их эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью. В Преамбуле к Декларации прав ребенка ООН от 20 ноября 1959 г. указано, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, ввиду его физической и умственной незрелости.

Дети нуждаются в  особой заботе и помощи, защите своих прав. В п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. сказано: “Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”.

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Реальное развитие российского законодательства в этой сфере, состояние беспризорности, детской преступности, материальная база данных учреждений свидетельствуют о проблемах исполнения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

В российском обществе не решена проблема профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, детских суицидов и правонарушений несовершеннолетних. Защита их прав может быть обеспечена только при условии непрерывности профилактического процесса.

Права несовершеннолетних защищают  не только органы внутренних дел, органы социальной защиты населения, суд, также существует и прокурорский надзор, и специальные органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления образованием; ювенальный суд…и т.д.

У каждого из этих органов определен свой круг прав и обязанностей, но все они сводятся к единой цели – обеспечение прав несовершеннолетних на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, ответственности родителей за воспитание детей, принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка и др.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям подростков;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об образовании”;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве малолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации подростков, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении детей, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

8)   координирование проводимых субъектами профилактики мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, забота возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства подростков, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Ювенальная юстиция – это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в нашей стране рассмотрением большинства дел о правонарушениях несовершеннолетних занимаются два органа: суд и комиссия по делам несовершеннолетних. При этом к компетенции судов относятся дела несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, а в ведение комиссий (КДН) входят дела об объективно противоправных общественно опасных деяниях неделиктоспособных подростков, а также о совершенных ими административных правонарушениях и антиобщественных поступках.

В нашей стране детская преступность очень возросла за последние годы, а органы, борющиеся  с нею, как были несовершенными, так и остались. Конечно, происходят изменения в законодательстве, но не так стремительно как растет преступность среди молодежи.

В настоящее время КДН превратились в своеобразные административные суды. Отсутствие специальной подготовки у членов комиссий приводит к тому, что проблемы социально-правовой реабилитации несовершеннолетних остаются без внимания. Практика показывает, что комиссии не могут оказывать должного влияния на состояние подростковой преступности.

Как же найти выход из создавшегося положения? Прежде всего, переориентировать КДН от функций административного воздействия и констатации факта совершенного правонарушения на создание и реализацию индивидуальных программ пропедевтической работы с несовершеннолетними из группы риска. А для этого необходимо преобразовать КДН в консультативный и координирующий орган профилактики правонарушений несовершеннолетних при системе исполнительной власти и местного самоуправления. Полномочия в области юрисдикционной деятельности – передать специальным судам по делам несовершеннолетних, в которых вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и юридической ответственности за совершенные ими правонарушения решались бы комплексно.

В условиях проведения административной реформы и изменения законодательства очень важно определить роль и место каждого субъекта системы профилактики, иных ведомств социального и правоохранительного блоков и структур, в своей деятельности имеющих касательство к вопросам, связанным с семьей и несовершеннолетними. Ведь дети с трудными судьбами не появляются внезапно. Они живут рядом с нами. Безусловно, необходимо ужесточение ответственности родителей. Вместе с тем усиливаются риски, когда на фоне родительской безответственности присутствует бездеятельность соответствующих должностных лиц. Это “сочетание” зачастую приводит к невосполнимым потерям и человеческим трагедиям. Поэтому необходимо повысить и персональную ответственность должностных лиц.

Нестерова Т. Н., консультант юридической клиники, студентка 3 курса факультета управления и права

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш комментарий.