Защита прав осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы ч.3

ris3Задачей и основной сложностью для участников стало установление доверительных отношений с "клиенткой", уяснение вопросов, с которыми она обращается, и её требований. После окончания первого этапа работы было обсуждено понимание вопросов, заданных "осужденной", и проведён анализ процесса общения с клиенткой. Совместное обсуждение в малых группах позволило устранить недочеты общения с клиенткой, а тщательная работа над ответом позволила на должном уровне провести консультирование "осужденной". Этот объемный и продолжительный блок, посвященный работе в игровом процессе "прием в колонии" с усложненной ситуацией и со сложным клиентом, позволил подготовить и мобилизовать участников, имеющих небольшой опыт практического общения с осужденными. Но и участники, практикующие правовую помощь при непосредственном общении с осужденными, отмечали большую практическую значимость этого блока.

После проведения ролевых игр Э. Бачурин провёл общий пленум, посвящённый обсуждению их результатов.

На следующий день участникам школы предстояло консультировать осуждённых в колониях г. Красноярска. Многим предстояло это сделать в первый раз. Поэтому организаторы заранее запланировали инструктаж по посещению колоний, который провели О. Саломатова и администратор пенитенциарного подразделения, выпускница ЮК КрасГУ Н. Мельникова. Ведущие предложили и обсудили с участниками основные правила и требования при визите в колонии, касающиеся внешнего вида участников, их поведения, порядка прохождения КПП, нахождения на территории колонии и т.д.

Организаторы учли пожелания участников предыдущих школ, которые предлагали больше время уделять практическим занятиям в колонии с осуждёнными. Поэтому план школы включал в себя 2 дня работы участников с осуждёнными в колониях.

Участники были разбиты на 3 группы, которые утром 10 июля направились в УП 288/17, УП 288/27, УП288/31.

Визит в колонию начался с консультирования осуждённых, в ходе которого участники школы смогли применить свои знания и навыки на практике. На приёме постоянно присутствовали тренеры и ассистенты, готовые прийти в случае затруднений на помощь участникам.

После консультирования участники выступили перед осуждёнными с лекциями на заранее подготовленные темы. Темы выступлений были выбраны не случайно. ЮК КрасГУ давно пришла к выводу, что гораздо эффективней провести лекцию перед осуждёнными на актуальную тему, нежели индивидуально консультировать по этому вопросу всех интересующихся осуждённых. Участники выступили на темы условно-досрочного освобождения, составления ходатайств о помиловании, деятельности Европейского суда по правам человека.

Затем была проведена экскурсия по колониям. Участники посетили жилую зону, ШИЗО, ЕПТК, столовую, бар, чайную,  клуб, библиотеку. В ходе экскурсии участники смогли задать сотрудникам колонии все интересующие их вопросы, касающиеся содержания и быта осужденных, соблюдения международных стандартов.

После этого все участники собрались в клубе УП 288/22, где перед ними выступили и ответили на интересующие их вопросы работники колонии.

После посещения колонии в месте проведения школы были подведены итоги первого выезда, отмечены достоинства и недостатки работы, обсуждены варианты исправления ошибок. Подведение итогов имело важное значение, так как на следующий день участникам предстояло вновь провести работу с осуждёнными, но на этот раз в УП 288/6 и УП 288/22 (женская колония).

В целом работа с осуждёнными 11 июля происходила по схеме 10 июля. Особенность заключалась в том, что в УП 288/6 перед участниками с концертом выступила группа «Транзит-55», и после работы с осуждёнными было проведено её обсуждение с участием работников колоний.

В конце дня выступили к.ю.н. доц. КрасГУ Е.А. Баукина на тему «Возмещение вреда, причинённого незаконными действиями судов и правоохранительных органов» и докторант СПБГУ, к.ю.н., доц. КрасГУ Н.Г. Стойко на тему «Современные Российские правовые механизмы защиты прав осуждённых».

12 июля была проведена экскурсия по Красноярску, Красноярской ГЭС, г. Дивногорсу, п. Овсянке (место жизни и творчества В. Астафьева), зоопарку «Роев Ручей».

После окончания работы в Красноярске, участники переехали в Хакассию, где уже началось очередное мероприятие в рамках проекта «Шаг навстречу».

Программа в Хакассии была очень насыщена и включала участие в мероприятиях проекта, посещение Усть-Абаканских исправительных колоний для мужчин общего и строгого (с участком особого) режимов, а также воспитательной колонии. Посещение каждого из названных исправительных учреждений включало в себя общественный визит – "экскурсию" по территории ИК (в т.ч. ШИЗО, ПКТ, ДИЗО (в ВК)) в сопровождении руководства колонии. Студенты имели возможность задавать любые вопросы сопровождающим их сотрудникам, беседовать с осужденными.

При посещении мужской ИК строгого режима на участке особого режима студентами было осуществлено устное консультирование осужденных, обратившихся по различным правовым вопросам. Большинство вопросов – ввиду несогласия с приговором, хотя некоторые носили, в том числе, гражданско-правовой характер, а также касались вопросов наследственного и жилищного права. Данное мероприятие прошло успешно.

Совместно с воспитанниками участники школы выезжали на экскурсии в г. Абакан и его окрестности, посетили музеи в с. Шушенское, Саяно-Шушенскую ГЭС, завод минеральных вод на оз. Тагарское и некоторые другие местные достопримечательности.

Результатом участия в проекте многие гости "загорелись" идеей проведения социально- и психолого-правовых занятий с воспитанниками ВК в своих регионах, а общее единодушное впечатление от участия в проекте можно, пожалуй, обозначить одним словом: «Потрясающе!»

Информация подготовлена

ст. администратором ЮК КрасГУ И. Шевченко

при участии организаторов и тренеров Летней школы

Комментирование закрыто.