Защита прав осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы ч.2

После ознакомления с теорией работы с обращениями осуждённых участникам школы предстояло непосредственно самим попробовать свои силы в работе по данному направлению. Тренеры школы раздали каждой группе письма осуждённых и поставили перед участниками задачу ознакомиться с письмом и представленными судебными документами, уяснить сущность обращения, составить план дальнейшей работы. Каждая группа получила приговор, содержащий определённую ошибку, но которая не указывалась осуждённым в его письме. Некоторые группы получили более сложное задание. В переданных им письмах в части, указанной осуждённым, приговор был правильным, но он содержал ошибку, не обнаруженную осуждённым и поэтому не описанную им в письме. Однако, несмотря на все сложности, студенты удачно справились с поставленной задачей.

Продолжением данной ролевой игры было более сложное задание. Студентам на основании результатов анализа ими писем осуждённых и приговоров предстояло составить обращение в Красноярский краевой суд и соответствующий ответ осуждённым. Участники на протяжении 4-х часов решали поставленные задачи. Для составления ответов группам были представлены компьютеры. Результаты работы были переданы А.С. Горелику, которому к следующему дню школы предстояло их проанализировать и подготовиться к их общему обсуждению.ris2

Далее следовал блок, направленный на ознакомление участников школы с вопросами психологии осуждённых. Для этого организаторами были приглашены психологи системы исполнения наказаний, которые обсудили с участниками соответствующие вопросы.

Следующий блок был посвящён некоторым вопросам субкультуры осуждённых. Презентацию провела сотрудник ЮК КрасГУ, один организаторов проекта «Шаг навстречу» О. Саломатова. Данный блок явился нововведением Летней школы. Новшеством явилось также и приглашение к участию в данной презентации бывших осуждённых, отбывших наказание и активно принимающих участие в реализации проекта «Шаг навтречу». Поскольку о субкультуре осуждённых наиболее полно знают те, кто отбывал наказание в виде лишения свободы, то их вклад в презентацию был неоценим. Они давали заключение по тем или иным вопросам, делились тем, что действительно происходит «на зоне», какие правила там действуют и применяются, как осуждённые реагируют на общественные визиты и работу студентов клиники с осуждёнными.

День 9 июля начался с обсуждения с А.С. Гореликом результатов ролевых игр «Работа с обращениями осуждённых». А.С. Горелик отметил допущенные участниками школы ошибки, предложил варианты их исправления. Следует отметить, что ни одной из групп не удалось правильно составить обращения и ответы осуждённым. Однако, как показывает опыт, анализ ошибок зачастую оказывается не менее эффективным для участников школы, нежели акцент на достоинствах. Кроме этого, участникам была предоставлена возможность поделиться опытом написания ответов в своих правозащитных организациях и юридических клиниках.

Приём осуждённых в колонии обладает определённой спецификой, о которой должен иметь представление каждый работающий с осуждёнными клиницист или правозащитник. Поэтому следующий блок рабочей программы посвящен специфике работы с осужденными и вопросам профессиональной этики юриста.

Представлял эту тему для участников Летней школы старший администратор ЮК КрасГУ И. Шевченко, который вывел основные правила поведения юриста в процессе общения с осуждённым. Участники вместе с ведущим блока обсудили особенность такого клиента как осужденный. Выработка принципов и правил поведения клинициста с осуждёнными осуществлялась посредством работы участников в малых группах. Участникам было предложено выбрать определенный вариант возможного поведения в той или иной ситуации. Все участники были предупреждены, что единственно правильного варианта поведения быть не может, поэтому дискуссия в группах и при докладах результатов была очень оживленной.

Затем тренерам вместе с  участниками школы предстояло обсудить вопросы устного приема в колониях, а также выделить особенности интервьюирования и консультирования осужденных. Ведущим блока был преподаватель ЮК КрасГУ А. Москвич. Участники совместными усилиями вспомнили этапы интервьюирования и консультирования, правила их проведения, свойственные для приема граждан в общественных приемных, и после совместного обсуждения выделили особенности работы при непосредственном нахождении в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и откорректировали, в соответствии с обсуждением, этапы, стадии и особенности работы с осужденными. Для лучшего восприятия участниками проблем и особенностей работы с осужденными были представлены демонстрации в которых при помощи "осужденного" (преподаватель ЮК КрасГУ Э. Бачурин) и консультанта (выпускница ЮК КрасГУ, а ныне эксперт ЮК КрасГУ А. Лукьяненко) показывались различные типы клиентов и возможные варианты поведения при работе с ними.

После презентации работа продолжалась в малых группах. Участникам было предложено провести модельный устный прием осужденной (в роли осужденной в каждой из групп выступали ассистенты  школы). По заранее разработанной фабуле на прием к представителям каждой из малых групп обратилась осужденная, которая на первом этапе (интервьюирования) должна была представить кратко суть интересующих ее вопросов, прямо их не формулируя. Ассистенты школы (сотрудницы ЮК КрасГУ, имеющие опыт работы с осуждёнными) были специально подготовлены для встречи с участниками. Они были соответствующим образом одеты, каждая из них имела различные татуировки, имеющиеся у них приговоры были приведены в вид, соответствующий копиям приговоров, которые представляют осуждённые в колониях. Копии были помяты, в некоторых местах прожжены, в них были перепутаны страницы.

Комментирование закрыто.