Задачи обучения и услуги, предоставляемые клиниками

Задачи обучения и услуги, предоставляемые клиниками, чреваты определенными конфликт-ными ситуациями и спорными моментами. Должна ли клиника выделить определенные группы клиентов и брать на себя дела определенного типа или она должна оказывать помощь всем, кто переступает ее порог? Именно такие вопросы традиционно тревожат разработчиков подобных учебных программ.

По мнению CLEO, как бы не желали клиники оказать содействие и дать консультацию всем членам общества, которым требуется правовая помощь (например, в отношении жилищных проблем, социального страхования или иммиграционных вопросов),основная задача клиниче-ских программ – образовательная. Именно потребности студентов должны определять, каким клиентам и в каких областях следует оказывать помощь и поддержку. Это может вызвать се-рьезные сомнения при принятии решения, особенно в тех случаях, когда у потенциального клиента имеется реальная проблема, зачастую требующая срочных действий. Если задачи кли-ники четко определены, принять решения относительно ее деятельности будет гораздо легче (хотя и не всегда легко осуществить). Следует особо подчеркнуть, что если дело клиента берут в работу (консультируют и/или представляют  его интересы), то это должно осуществляться на определенном профессиональном уровне. Отдельные важные проблемы, связанные с вышесказанным, рассматриваются далее в разделах, посвященных профессиональным требованиям и практической деятельности.

Профессиональные требования

Клиники, обслуживающие реальных клиентов, могут иметь различный вид, предоставляя различные услуги от простого консультирования, оказания помощи и частичного представления в суде до полного ведения дела. Клиники могут также принадлежать учебному заведению или постороннему агентству (например, независимому агентству или правовому центру). В каждом случае имеются свои специфические проблемы и требования, связанные со стандартами и правилами профессиональной деятельности.

По мнению CLEO, представленные далее стандарты гарантируют соответствие профессиона-льным нормам тех клиник, где они являются обязательными. В других случаях стандарты обе-спечивают хорошую практическую работу и поэтому им следуют. Необходимо подчеркнуть, что стандарты устанавливают минимальные требования, которые вполне могут быть расширены в тех случаях, когда позволяют имеющиеся ресурсы и образовательные задачи.

Профессиональные требования излагаются в сжатой форме. Соответствующие правила про-фессиональной деятельности представлены в «Руководстве по профессиональному поведению юристов» (Лондон, Юридическое общество, 1996 г.), исправленном и дополненном, а также в «Правилах поведения юристов Англии и Уэльса» (Лондон, Генеральный совет барристеров, 1990), также исправленных и дополненных.

Следующие далее требования установлены в соответствии с профессиональными стандартами, однако они имеют большое значение и для практической работы.

Руководство клиникой

  • Руководство любой клиники должно осуществляться лицом, компетентным и имеющим достаточный опыт, как в области материального права, так и в практической правовой деятельности, осуществляемой клиникой.
  • Данное лицо (или лица) должно быть назначено инспектором (инспекторами) или директором (директорами) данной клиники.
  • В случае если клинику курирует практикующий юрист, именно он и должен осуществлять общее руководство ее деятельностью. Этот юрист должен иметь лицензию на юридическую практику, не менее чем трехлетний опыт работы в данной области после окончания учеб-ного заведения и обязательно находиться в клинике в то время, когда она открыта для клиентов.
  • Руководство подразумевает не только руководство деятельностью студентов, но и контро-лирование досье клиентов, регистрационного журнала клиники, корреспонденции (входя-щей и исходящей), а также общего положения дел в клинике и поведения ее сотрудников.
  • Все заметки и записи, приветствия и поздравления, а также другие деловые бумаги, имеющиеся в клинике должны:

Записи и информация

-          определять характер и диапазон услуг, предоставляемых клиникой,

-          говорить о том, что правовая деятельность осуществляется студентами под руководством куратора,

-          информировать о том, кто является куратором (кураторами) или директором (директорами),

-          сообщать название, адрес, номер телефона и факса, адрес электронной почты (при наличии),

-          сообщать о том, предоставляет ли клиника юридические услуги.

  • Каждому клиенту должен быть выдан стандартный документ о предоставляемых услугах, в котором говорится:

-          о характере и диапазоне услуг, предоставляемых клиникой,

-          о том, что вся работа осуществляется студентами под руководством кураторов,

-          о том, что в основе деятельности клиники лежит принцип соблюдения конфиденциальности,

-          о том, предоставляет ли клиника юридическую помощь,

-          о том, кто занимается данным делом,

-          и под чьим  руководством,

-          каким образом клиент может подать жалобу,

-          каким образом осуществляется компенсация убытков,

-          если предоставляются какие-либо услуги, кроме консультирования, диапазон предоставляемых услуг и порядок оплаты расходов.

  • Каждый клиент должен в течение 14 дней и в зависимости от обстоятельств дела получить первичный консультативный документ, в котором:

-          дается краткое изложение обстоятельств дела, как их понимает представитель клиники,

-          рекомендации клиенту (в том числе информация о том, будет ли клиника и далее помогать ему),

-          в случае если дело требует дальнейших действий и если клиент согласен на помощь клиники и если клиника способна ее оказать, условия, на которых клиника может представлять его интересы или оказывать помощь.

  • Каждый клиент, в интересах которого действует клиника (кроме первоначального письма с рекомендациями), должен получить и возвратить подписанной форму о поручении адвокату ведения дела, свидетельствующую о том, что клиент понимает и принимает условия клиники.

Комментирование закрыто.