Юридическое образование – требует своего реформирования

Постепенная стабилизация общественного строя в Кыргызстане явившаяся результатом глубоких социально-экономических преобразований сделала необходимым сегодня проведение в стране правовой реформы, которая должна охватить все составные части правовой сферы - от законотворчества до правоприменительной деятельности.
Приоритетным направлением названной реформы - должно стать совершенствование юридического образования, ибо резкое повышение его значимости вызвало в свою очередь появление множества юридических факультетов в стенах как специализированных, так и  неспециализированных (технических, педагогических и др.) вузов.
Данная тенденция сильно беспокоит юридическую общественность тем, что на глазах происходит постепенная девальвация юридических знаний и юридических специальностей. Это обстоятельство заставляет по-новому взглянуть на эту проблему с целью ее безотлагательного разрешения.
Здесь, нам бы не хотелось заострять внимание читателей на проблеме количества вузов занимающихся подготовкой юристов, а хотелось бы обратить внимание на качественную сторону этого дела, т.е. задастся вопросом, соответствует ли выпускник юридического вуза современным требованиям времени? Какова степень его качественной подготовленности?
В процессе поиска ответов на эти вопросы мы пришли к выводу о том, что организация учебного процесса на юридических факультетах в силу следующих обстоятельств требует своего кардинального реформирования, а именно, во-первых, в настоящее время подготовка юристов осуществляется посредством методик сложившихся ещё в советскую пору. В этих методиках есть и положительные моменты, но нельзя забывать, что они ориентированы на подготовку модели специалиста другой формации и совершенно другого общества. Во-вторых, обучение осуществляется на основе жестких, шаблонных учебных планов, что делает её не жизнеспособной и не отвечающей реалиям скоротечно изменяющегося времени. В третьих, отсутствие узкоспециализированных форм обучения (т.е. подготовка специалистов по узко-правовым направлениям). Юриспруденция охватывает все стороны общественной жизни и подготовить специалиста ориентирующего во всех сферах права просто невозможно. И это обстоятельство требует введение и подготовку юристов узкой специализации (например, адвокатская деятельность, судебно-прокурорская, специализация в области частного права и т.д.). В четвертых, безконкурсный валовой набор. Такая ситуация приводит к увеличению числа «случайных студентов» с низким уровнем подготовленности. Здесь следовало бы пересмотреть существующую систему организации вступительных испытаний (необходимо ввести следующие формы испытаний: по языковым дисциплинам -диктант, изложение, сочинение, устный экзамен по истории и обществоведению, собеседование, например по теме «моя будущая профессия»).  Сегодня в условиях рынка и коммерциализации образования, вуз должен не только гнаться за валом(!), принимать всех кто желает, кто способен платить, а должен прежде всего задуматься об учебном процессе, а именно о том, как увеличить число квалифицированных преподавателей, создать библиотечный фонд, увеличить материальное оснащение включая резкое увеличение аудиторного фонда и компьютерной оснащенности. Необходимо помнить, не за горами день, когда деньги станут платить тем, кто лучше учит. В пятых, недостаточное количество высококвалифицированных специалистов-педагогов (проблема здесь в большей степени связана с отсутствием вузов занимающихся подготовкой преподавателей права, знание права ещё недостаточно, необходимо освоить ещё саму методику преподавания), более того непонятным является и тот факт, что многие преподаватели умудряются преподавать целый ряд дисциплин по различным направлениям права. В шестых, самой больной проблемой, все ещё остается проблема заочного обучения. На наш взгляд эта форма обучения появившаяся в пору культурной революции себя просто изжила. Сегодняшнее заочное обучение можно по другому назвать - школой ликвидации правовой неграмотности и не более(!). Существует два решения, либо нужно отменить (это самый лучший вариант), либо, нужно кардинально его изменить, а как это сделать - проблема. И ещё одна проблема, проблема отсутствия тесной связи между теорией и практикой, которая делает молодого специалиста невостребованным в рамках все постоянно изменяющихся требований  времени. Дело в том, что существующие государственные стандарты к сожалению не избавились от традиционного недостатка – перенасыщение учебного плана теоретическими дисциплинами  явной недостаточностью дисциплин позволяющих обучать специалистов практическим навыкам. Это приводит к тому, что при изучении каждой из дисциплин акцент делается прежде всего на предмет, содержание и специфику дисциплины, но это не позволяет в полной мере развивать представление о межпредметных связях в рамках
специальности в целом. Выход из этой ситуации видится в поиске и применении таких методов обучения, которые позволили бы наряду с теоретическим перевести обучение еще и в плоскость  формирования практических навыков и умений, что расширило бы возможности демонстрации и восприятия междисциплинарных связей. Для это необходимо внести существенные коррективы в методику преподавания, здесь имеется ввиду изменение вектора обучения, не от теории к практике, а от практики к теории. Для существующей или так называемой традиционной системы обучения это явление может показаться и абсурдным, но, если перед студентом поставить хотя бы простую жизненную ситуацию и предложить ему разрешить её, то он сам поймет каких знаний ему не хватает. Такая постановка методики придает процессу образования более мотивированный характер и ее воплощение мы видим в развитии в стенах вуза клинического образования.
Клиническое образование - это одна из прогрессивных форм организации практических занятий осуществляемая параллельно с теоретическим обучением в которой, в отличии от существующих студент прилагает свои знания для решения конкретных, реальных жизненных ситуаций, имеет дело с реальными людьми, их судьбами и это обстоятельство требует от студента большой ответственности, серьезности и профессиональной подготовленности. Такая форма организации занятий повышает степень значимости теоретического обучения, заставляет и учит студента больше работать самостоятельно, повышает у него интерес, формирует мотивированное отношение к обучению.

Клиническое образование сегодня делает свои первые робкие шаги, и от того, как мы его поддержим, насколько умело сможем реализовать её, зависит будущее той самой престижной в обществе профессии - профессии Юриста.

Тольбаев Б.Л.
(научный консультант)

Комментирование закрыто.