Вопросы гражданского права

Гражданин У. 8 октября 1999 года заключил письменный договор найма жилого помещения с К. и обязался выплачивать ежемесячно по 200 сомов за проживание.
10 октября 2000 года К. обратилась в Ошский городской суд с иском к У. О взыскании задолженности за январь– март2000 года.
Решением Ошского городского суда от 2 ноября исковые требования К.  Удовлетворены.
Считая решение суда необоснованным У. Обратился за помощью в юридическую клинику. Заявитель указывал, что в указанный период истица не впускала его в квартиру.
В процессе изучения и проверки заявления студент Ош ТУ Абдураимов И. Установил, что истица У. не является собственником квартиры которая явилась предметом договора найма жилого помещения. Она принадлежала другому лицу который неуправомачивал К. заключить договор найма.
Заявителю Абдураимов разъяснил его право обжаловать решение суда в апелляционном порядке. По просьбе заявителя практикант составил апелляционную жалобу об отмене решения суда. В жалобе он указал, что согласно ст.609 ГК Кыргызской Республики стороной договора найма жилого помещения наимодателем может быть собственник жилого помещения или управомоченное им лицо. Поскольку истец не является собственником жилого помещения и его собственник не управомачивал К. заключить такой договор, то последний является недействительным.
Профессиональная подготовка юристов высшей квалификации предполагает не только теоретическую подготовку , но и приобретение навыков практической работы.
Следует отметить, что в настоящее время классическое прохождение практики    в правоохранительных и судебных органах,  значительно снизило свою эффективность и не может обеспечить  соответствующий уровень практической профессиональной подготовки, так как дает лишь поверхностное представление о реальной юридической  деятельности.
Вызвано это, прежде всего,   большим количеством студентов юристов,   направляемых на практику в правоохранительные и судебные органы, отсутствием времени в  силу большой загруженностью служебной работой для  практического обучения студентов у  руководителей практики,  а также недостаточностью у учебных заведений средств на  оплату руководства практикой   в базах ее прохождения  .
Сегодня все больший интерес вызывает новая система практики студентов  юридической специальности  - создание юридических клиник, консультаций,  фирм, адвокатских контор непосредственно при учебных заведениях.
Однако,   единой методики прохождения практики в таких клиниках еще не выработано, в связи с чем ожидаемые  результаты не всегда достигаются.
Прежде всего,  необходимо увеличить срок практики, предусмотреть несколько этапов ее прохождения. Причем, на первых этапах,  куда могли бы быть  привлечены студенты  младших курсов,   следует уделить внимание профессиональной этике, юридической психологии,  освоению работы с законодательным материалом.
Второй этап  должен предусматривать  работу непосредственно с   посетителями, дачу консультаций по правовым вопросам,  приобретение навыков подготовки  юридических документов.
Распространенной стала и такая форма прохождения практики как привлечение студентов к работе адвокатских контор, фирм,  образованных  непосредственно при  высших учебных заведениях . Такая практика заключается в  том, что студент  становится как бы помощником адвоката.
Систематически наблюдая за практической деятельностью адвоката , выполняя его поручения,  присутствуя вместе с ним на судебных процессах,     практикант с наибольшей эффективностью включается в  профессиональную деятельность.
Думаю, что приобщение студентов к  участию  в работе адвокатских контор должно стать третьим этапом практики. К такой практике должны допускаться студенты прошедшие два первых этапа  и  показавшие наилучшие результаты.
Обобщение деятельности существующих в странах СНГ  юридических студенческих клиник позволяют сделать выводы, что наиболее эффективным является такая программа практики, когда более углубленное изучение   теоретических вопросов правоприменительной практики сочетается  непосредственно с  практической деятельностью.   Причем, группы студентов практикантов следует формировать по отдельным  отраслям права – жилищному, семейному, наследственному и т.д., что даст возможность за сравнительно короткий срок прохождения практики максимально освоить практическую деятельность юриста в конкретной области права и позволяет давать более квалифицированную консультацию посетителям.
Работа клиники   должна быть насыщенной и не ограничиваться лишь приемом посетителей и проведением семинаров. Программа клинического образования должна включать как можно больше активных методик обучения. В частности, наиболее эффективными , являются ролевые игры,  разрешение конкретных юридических казусов, использование видеоматериалов для обсуждения, мультимедийные программы, содержащие конкретные ситуации.  Не реже одного раза в неделю практикант должен отчитаться о проделанной работе  . Причем отчет должен обсуждаться всей группой практикантов, так как это позволит обратить внимание всех практикантов на допущенные исполнителем ошибки,  принять более правильное решение в конкретной ситуации.
Клиническое образование ,  к сожалению,  не может охватить всех   студентов- юристов, обучающихся в вузе по юридической специальности. Поэтому, сложившаяся  форма прохождения практики в правоохранительных  и судебных органах  на сегодня остается неизбежной. В связи с этим, было бы целесообразным  введение в учебные планы  спецкурсов и спецсеминаров, дающих более реальное представление о профессиональной деятельности юриста. Например, «Адвокатская деятельность», «Нотариат», «Юридические процессуальные документы», «Защита и представительство по  гражданским и уголовным делам» и т.д.   Такие курсы можно было бы включить и в качестве факультативных занятий.
Вся работа по руководству практикой  должна осуществляться под постоянным контролем  опытных преподавателей и практикующих юристов, привлекаемых как к работе в юридических клиниках, так и к проведению теоретических занятий.
Клиническое образование на сегодня является достаточно новым, но хорошо зарекомендовавшим себя методом обучения студентов. Думаю,  что именно за этой формой прохождения практики стоит будущее.
Пустовалова И.Н.
(научный консультант)

Комментирование закрыто.