В сфере коммунального хозяйства

Ситуация в коммунальной сфере Тверской области характеризуется завершением  перехода отрасли на рыночные отношения  с передачей полномочий по организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения на уровень городских округов, городских и сельских поселений.

Объем основных фондов жилищно-коммунального комплекса, находящихся в собственности муниципальных образований, составляет около 30% всех основных фондов, расположенных на территории Тверской области. В него входит 695 котельных муниципальных  ЖКХ суммарной тепловой мощностью более 4,2 тыс. Гкал/час, около 900 км тепловых сетей, 6,5 тыс. км воздушных и кабельных электрических линий, около 2,5 тыс. км водопроводных сетей, 1400 км канализационных сетей, комплексы по очистке сточных вод общей мощностью более 700 тыс. м3/сутки и многие другие объекты ЖКХ.

Основной проблемой коммунального комплекса Тверской области является состояние основных фондов. Процент износа объектов инженерной инфраструктуры в среднем по области составляет около 60%. В отдельных случаях он достигает 90-100 %. По данным муниципальных образований на приведение в нормативное состояние ветхих сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения необходимо около 8 млрд. рублей.

Вместе с тем, собственные финансовые возможности муниципальных образований и организаций коммунального комплекса недостаточны для своевременной модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры.

В этих условиях актуальной задачей становится привлечение частных инвестиций, а также средств федерального бюджета, в коммунальную сферу и участие областного бюджета Тверской области в софинансировании проектов по строительству новых и модернизации действующих объектов коммунального комплекса.

В целях ускорения модернизации объектов ЖКХ на территориях муниципальных образований осуществляется субсидирование за счет средств областного бюджета расходов местных бюджетов на эти цели в рамках областной адресной инвестиционной программы.

В 2009 году начинается реализация долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Тверской области  качественной питьевой водой"  на 2009 – 2015 годы. В 2009-2010 годах в рамках программы с привлечением средств федерального бюджета (ежегодно по 150 млн. рублей) будет строиться новый водозабор в г. Ржеве. В дальнейшем предполагается включение в перечень мероприятий программы строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения в городах и населенных пунктах Тверской области.

В целях привлечения средств частных инвесторов в коммунальную сферу департаментом внесены предложения об увеличении субсидирования процентных ставок по кредитам юридическим лицам, полученным в кредитных организациях на модернизацию объектов ЖКХ, за счет средств областного бюджета Тверской области до 70%.

В связи с высоким физическим износом основных фондов по-прежнему существует постоянная угроза возникновения аварийных и предаварийных ситуаций на объектах ЖКХ муниципальных образований области. В целях повышения оперативности ликвидации последствий аварий на объектах коммунальной инфраструктуры и оказания необходимой помощи предприятиям ЖКХ муниципальных образований   в соответствие с постановлением Администрации Тверской области от 07.06.2005  № 208-па «Об утверждении положения о резерве материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области» департаментом будут продолжены хранение и пополнение запасов областного резерва материально-технических ресурсов. Выделение  материально-технических ресурсов из областного резерва осуществляется на возвратной основе. В отдельных случаях, когда муниципальное образование не может гарантировать возврат материально-технических ресурсов, решение о выделении ресурсов на безвозмездной основе может приниматься Администрацией Тверской области.

В 2006 году Администрация Тверской области приняла постановление от 05.10.2006  № 254-па «Об областном резерве топлива», в соответствие с которым за счет средств областного бюджета создан областной резерв топочного мазута в объеме 5000 тн. Резерв топлива создан в целях обеспечения гарантированного прохождения отопительного сезона муниципальными образованиями, использующими в качестве топлива мазут. Выделение мазута из областного резерва осуществляется решением Администрации Тверской области на возвратной основе.

Одной из серьезных проблем коммунального хозяйства Тверской области  является высокая стоимость тепловой энергии  в негазифицированных районах. Себестоимость тепловой энергии в котельных, использующих в качестве топлива мазут и печное топливо, достигает 2500 руб. и более, что в 3-4 раза больше стоимости выработки тепловой энергии на котельных, использующих в качестве топлива газ, дрова, торф и другие виды твердого топлива.  Для стимулирования перевода котельных с жидкого на местные виды топлива департаментом разработан проект нормативного акта, предусматривающий погашение части затрат по переводу котельных на альтернативные виды топлива за счет средств областного бюджета Тверской области.

В целях развития государственно-частного партнерства департамент продолжит практику подготовки к   заключению многосторонних договоров между Администрацией Тверской области, администрациями муниципальных образований и организациями, приходящими для работы в коммунальном комплексе Тверской области о взаимодействии в процессах модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. В целях повышения практической эффективности данных договоров будут использоваться современные формы оформления взаимоотношений сторон, в том числе концессионные соглашения, расчет тарифов методом доходности инвестированного капитала (RAB-метод).

Комментирование закрыто.