Устойчивость благодаря поддержанию стандартов и качества

Преподаватели: Аркадий Гутников (Санкт-Петербургский институт права) и Агнеш Ковер (ELTE)

Цели:

  • Дать возможность участникам подумать, почему важно наличие стандартов (или минимальных критериев) для клиник
  • Составить стандарты и минимальные необходимые критерии, применимые к различным элементам клиники.
  • Дать участникам возможность сделать стандарты и обеспечение качества частью их стратегического плана.

Преподаватели начали занятие с  напоминания участникам, что понятие клиник по праву на каждый день состоит из двух отдельных элементов. Программа по праву на каждый день может быть и не клиникой, в то время как клиника, провозглашающая, что она занимается правом на каждый день, при этом занята чем-то совершенно другим. Например, клиника может скорее прибегать к методу чтения лекций, а не к интерактивным методам обучения, или не привлекать студентов-юристов для работы с населением, или вообще не работать с населением. Это логично подводит нас к вопросу о стандартах.

Преподаватели провели мозговой штурм с группой на тему «Зачем нам нужны стандарты?»

Обобщая высказанные группой идеи, преподаватели поделились обоснованием для ведения стандартов:

По внутренним программным  причинам

-         для руководителей программы  - для мониторинга работы клиники;

-         для участников программы – больше узнать о целях проекта и о его деятельности;

-         для новых сотрудников;

-         для новых руководителей.

По причинам связи с международными организациями

-         для начальства, правления, коллег - чтобы продемонстрировать результаты и доказать успешность;

-         для высшего руководства.

По внешним причинам (связанным со средой)

-         для существующих и потенциальных доноров – стандарты помогают продемонстрировать успех и показывают сложность работы клиник;

-         для приглашенных специалистов, чтобы они больше узнали о клинике;

-         для отечественных партнеров, сети, ассоциации – для того, чтобы говорить на одном языке;

-         для международных партнеров, сети, ассоциаций;

-         для защиты от недобросовестной конкуренции – ситуация, когда конкурент пытается выгодно себя подать донору, но при этом качество его работы ниже, но донор не может этого оценить;

-         для поддержания имиджа;

-         для новых университетов.

Следующий обсуждаемый в группе вопрос был «Как обеспечение стандартов и поддержание качества соотносятся с устойчивостью?» Преподаватели предложили следующее:

-         Записанные стандарты создадут (у донора) впечатление, что программа высокого качества.

-         У стандартов есть свои ограничения. Они не могут преодолеть некоторые проблемы, например, если юридический факультет не заинтересован в использовании интерактивных методов обучения.

-         Ясные стандарты могут потенциально лишить партнеров!

Польская команда кратко представила свои стандарты, которые они разработали для своей клинической программы,   что было сопряжено с длительным процессом написания текста,  раздачи его для сбора комментариев, составление окончательного текста.  Основополагающие принципы польских стандартов для клиник заключаются в следующем:

  • Общее количество уроков, которые студент должен провести за семестр и в каком месте (например, 6 уроков в школе и 6 в тюрьмах);
  • Время, которое преподаватель должен выделить для руководства работой студентов;
  • Оценку работы студентов и преподавателей;
  • Методы руководства;
  • Списки учебных материалов, составленных студентами и преподавателями;
  • Студенты преподают в аудиториях университета, зачем в различных помещениях в городе;
  • Студенты-юристы работают в команде.

Был обсужден момент, следует ли стандарты иметь определенные ориентиры, и следует ли определять минимум требований.   Этот вопрос обсуждался позже во время заседания. Участники разбились на малые группы, и им было дано задание разработать стандарты и минимальные требования для 8 программных областей.  Представленные ниже результаты были розданы участникам после конференции и в настоящий момент их рассматривают с целью дальнейшего использования в регионе. Было решено, что в дополнение в дальнейшей разработке текста этих стандартов, следует определить, какие из пунктов должны быть рекомендациями, а какие – требованиями.

  1. 1. Требования по учебному плану и содержанию уроков

-         Тема является адекватной (то есть, близка интересам, культуре и менталитету целевой группы).

-         Тема является содержательной и включает в себя важные идеи.

-         Тема является насущной.

-         Порядок занятий и уроков связный и последовательный.

-         Методы преподавания интерактивны, вовлекают аудиторию и помогают лучше понять тему.

-         Учебный план помогает в приобретении навыков.

-         План урока и учебный план содержат требования по необходимым человеческим и материальным ресурсам.

  1. 2. Требования для преподавателей/ тренеров

-         Преподаватель/ тренер должен понимать миссию клинки по праву на каждый день.

-         Преподаватель/ тренер понимает и может использовать интерактивную методику.

-         Учебные материалы имеются в распоряжении, и преподаватель/ тренер имеет опыт работы с ними.

-         Преподаватель/ тренер участвовал в тренингах, посвященных коммуникационным навыкам.

-         Преподаватель/ тренер обладает необходимыми юридическими знаниями.

-         Преподаватель/ тренер имеет склад характера, соответствующий принципам работы клиники по праву на каждый день

  1. 3. Требования по методике преподавания, включая научное руководство

-         Учебные методики являются всеобъемлющими, интерактивными и дифференцированными.

-         Учебные методы являются четкими и понятными.

-         Учебные методы ориентированы на студентов и вовлекают их в активную работу.

-         Учебные методы соответствуют группе обучающихся.

-         Учебные методы стимулируют интерес к теме.

-         Учебные методы помогают сохранить ритм занятия

-         Учебные методы помогают развитию навыков и приобретению знаний учащимися.

-         Учебные методы связаны с постоянным мониторингом и контролем уровня усвоения материала.

  1. 4. Требования к студентам-юристам

-         Студенты-юристы, работающие в клинике по праву на каждый день, должны быть не младше второго курса университета.

-         Студенты-юристы должны пройти обучение на протяжении минимум 4 часов по использованию интерактивных методологий.

-         Студентам-юристам рекомендуется организовать учебные судебные слушания и другие специальные мероприятия с учащимися.

-         Студенты-юристы проходят занятие по подготовке планов уроков.

-         Студенты-юристы принимают участие в регулярных встречах и обсуждениях со своим тренеров или руководителем (рекомендуется раз в неделю).

-         Семинары юридического факультета для студентов-юристов включают практический компонент.

-         Студенты-юристы проводят минимум 10 занятий для населения во время работы в клинике. Рекомендуется проведение 20 занятий.

-         Студенты-юристы обучают тех же школьников на протяжении своей работы в клинике.

-         Работа студентов-юристов с населением  контролируется как минимум дважды  на протяжении семестра.

-         Студенты-юристы участвуют в процессе оценки своей работы.

  1. 5. Требования в отношении оценивания студентов

-         Оценивание работы студентов и школьников должно проводиться регулярно.

-         Методы оценивания работы студентов и школьников должны дополнять друг друга и быть всеобъемлющими. Оценка работы студента включает самостоятельную работу, подготовку к проведению занятий, участие в семинаре на факультете, проведение уроков для населения.

-         Методы оценивания основываются на знаниях, навыках и отношении студентов-юристов и школьников.

  1. 6. Требования по документации

Для кого:

-         для администраторов клиник по праву на каждый день;

-         я администрации университета;

-         для администраторов потребителей услуг клиники*, например, директоров школ и тюрем.

Методы ведения документации:

-         планы отдельных уроков по праву на каждый день, включая письменные и визуальные материалы

-         список клиентов клиники, таких как школы, и список студентов-юристов~*

-         список слушателей*, например, учеников старших классов

-         запись руководителя работой студента

-         переписка клиник и ее клиентов, доноров и других

-         мнения о программе~

  1. 7. Требования к рабочей среде

-         Агентство для спонсирования программы, такое как юридический факультет, ассоциация студентов-юристов, НПО

-         Тренеры, обладающие хорошими знаниями по использованию интерактивных методов обучения

-         Учителя, заинтересованные в прохождении тренинга по методам клиник по праву на каждый день

-         Слушатели – представители широкой общественности, например, школьники

-         Тренеры с правовыми знаниями

-         Заинтересованные администраторы учреждений - клиентов клиник.

  1. 8. Оценивание программы

Формативное оценивание:

-         получение регулярной реакции клинков и студентов-юристов

-         эта реакция обсуждается студентами-юристами и их руководителем.

Суммарное оценивание:

-         происходит раз в полгода после завершения клинической программы

-         включает вклад руководителей, студентов, клиентов

-         количественные и качественные методы включают в себя анкеты и оценочные листы; собеседования; обсуждения в малых группах.

Независимая оценка воздействия:

-         пытается определить воздействие на студентов и клиентов;

-         может включать в себя опрос общественного мнения;

-         проводится независимым оценщиком или исследователем.

Комментирование закрыто.