Преподаватели: Аркадий Гутников (Санкт-Петербургский институт права) и Агнеш Ковер (ELTE)
Цели:
- Дать возможность участникам подумать, почему важно наличие стандартов (или минимальных критериев) для клиник
- Составить стандарты и минимальные необходимые критерии, применимые к различным элементам клиники.
- Дать участникам возможность сделать стандарты и обеспечение качества частью их стратегического плана.
Преподаватели начали занятие с напоминания участникам, что понятие клиник по праву на каждый день состоит из двух отдельных элементов. Программа по праву на каждый день может быть и не клиникой, в то время как клиника, провозглашающая, что она занимается правом на каждый день, при этом занята чем-то совершенно другим. Например, клиника может скорее прибегать к методу чтения лекций, а не к интерактивным методам обучения, или не привлекать студентов-юристов для работы с населением, или вообще не работать с населением. Это логично подводит нас к вопросу о стандартах.
Преподаватели провели мозговой штурм с группой на тему «Зачем нам нужны стандарты?»
Обобщая высказанные группой идеи, преподаватели поделились обоснованием для ведения стандартов:
По внутренним программным причинам
- для руководителей программы - для мониторинга работы клиники;
- для участников программы – больше узнать о целях проекта и о его деятельности;
- для новых сотрудников;
- для новых руководителей.
По причинам связи с международными организациями
- для начальства, правления, коллег - чтобы продемонстрировать результаты и доказать успешность;
- для высшего руководства.
По внешним причинам (связанным со средой)
- для существующих и потенциальных доноров – стандарты помогают продемонстрировать успех и показывают сложность работы клиник;
- для приглашенных специалистов, чтобы они больше узнали о клинике;
- для отечественных партнеров, сети, ассоциации – для того, чтобы говорить на одном языке;
- для международных партнеров, сети, ассоциаций;
- для защиты от недобросовестной конкуренции – ситуация, когда конкурент пытается выгодно себя подать донору, но при этом качество его работы ниже, но донор не может этого оценить;
- для поддержания имиджа;
- для новых университетов.
Следующий обсуждаемый в группе вопрос был «Как обеспечение стандартов и поддержание качества соотносятся с устойчивостью?» Преподаватели предложили следующее:
- Записанные стандарты создадут (у донора) впечатление, что программа высокого качества.
- У стандартов есть свои ограничения. Они не могут преодолеть некоторые проблемы, например, если юридический факультет не заинтересован в использовании интерактивных методов обучения.
- Ясные стандарты могут потенциально лишить партнеров!
Польская команда кратко представила свои стандарты, которые они разработали для своей клинической программы, что было сопряжено с длительным процессом написания текста, раздачи его для сбора комментариев, составление окончательного текста. Основополагающие принципы польских стандартов для клиник заключаются в следующем:
- Общее количество уроков, которые студент должен провести за семестр и в каком месте (например, 6 уроков в школе и 6 в тюрьмах);
- Время, которое преподаватель должен выделить для руководства работой студентов;
- Оценку работы студентов и преподавателей;
- Методы руководства;
- Списки учебных материалов, составленных студентами и преподавателями;
- Студенты преподают в аудиториях университета, зачем в различных помещениях в городе;
- Студенты-юристы работают в команде.
Был обсужден момент, следует ли стандарты иметь определенные ориентиры, и следует ли определять минимум требований. Этот вопрос обсуждался позже во время заседания. Участники разбились на малые группы, и им было дано задание разработать стандарты и минимальные требования для 8 программных областей. Представленные ниже результаты были розданы участникам после конференции и в настоящий момент их рассматривают с целью дальнейшего использования в регионе. Было решено, что в дополнение в дальнейшей разработке текста этих стандартов, следует определить, какие из пунктов должны быть рекомендациями, а какие – требованиями.
- 1. Требования по учебному плану и содержанию уроков
- Тема является адекватной (то есть, близка интересам, культуре и менталитету целевой группы).
- Тема является содержательной и включает в себя важные идеи.
- Тема является насущной.
- Порядок занятий и уроков связный и последовательный.
- Методы преподавания интерактивны, вовлекают аудиторию и помогают лучше понять тему.
- Учебный план помогает в приобретении навыков.
- План урока и учебный план содержат требования по необходимым человеческим и материальным ресурсам.
- 2. Требования для преподавателей/ тренеров
- Преподаватель/ тренер должен понимать миссию клинки по праву на каждый день.
- Преподаватель/ тренер понимает и может использовать интерактивную методику.
- Учебные материалы имеются в распоряжении, и преподаватель/ тренер имеет опыт работы с ними.
- Преподаватель/ тренер участвовал в тренингах, посвященных коммуникационным навыкам.
- Преподаватель/ тренер обладает необходимыми юридическими знаниями.
- Преподаватель/ тренер имеет склад характера, соответствующий принципам работы клиники по праву на каждый день
- 3. Требования по методике преподавания, включая научное руководство
- Учебные методики являются всеобъемлющими, интерактивными и дифференцированными.
- Учебные методы являются четкими и понятными.
- Учебные методы ориентированы на студентов и вовлекают их в активную работу.
- Учебные методы соответствуют группе обучающихся.
- Учебные методы стимулируют интерес к теме.
- Учебные методы помогают сохранить ритм занятия
- Учебные методы помогают развитию навыков и приобретению знаний учащимися.
- Учебные методы связаны с постоянным мониторингом и контролем уровня усвоения материала.
- 4. Требования к студентам-юристам
- Студенты-юристы, работающие в клинике по праву на каждый день, должны быть не младше второго курса университета.
- Студенты-юристы должны пройти обучение на протяжении минимум 4 часов по использованию интерактивных методологий.
- Студентам-юристам рекомендуется организовать учебные судебные слушания и другие специальные мероприятия с учащимися.
- Студенты-юристы проходят занятие по подготовке планов уроков.
- Студенты-юристы принимают участие в регулярных встречах и обсуждениях со своим тренеров или руководителем (рекомендуется раз в неделю).
- Семинары юридического факультета для студентов-юристов включают практический компонент.
- Студенты-юристы проводят минимум 10 занятий для населения во время работы в клинике. Рекомендуется проведение 20 занятий.
- Студенты-юристы обучают тех же школьников на протяжении своей работы в клинике.
- Работа студентов-юристов с населением контролируется как минимум дважды на протяжении семестра.
- Студенты-юристы участвуют в процессе оценки своей работы.
- 5. Требования в отношении оценивания студентов
- Оценивание работы студентов и школьников должно проводиться регулярно.
- Методы оценивания работы студентов и школьников должны дополнять друг друга и быть всеобъемлющими. Оценка работы студента включает самостоятельную работу, подготовку к проведению занятий, участие в семинаре на факультете, проведение уроков для населения.
- Методы оценивания основываются на знаниях, навыках и отношении студентов-юристов и школьников.
- 6. Требования по документации
Для кого:
- для администраторов клиник по праву на каждый день;
- я администрации университета;
- для администраторов потребителей услуг клиники*, например, директоров школ и тюрем.
Методы ведения документации:
- планы отдельных уроков по праву на каждый день, включая письменные и визуальные материалы
- список клиентов клиники, таких как школы, и список студентов-юристов~*
- список слушателей*, например, учеников старших классов
- запись руководителя работой студента
- переписка клиник и ее клиентов, доноров и других
- мнения о программе~
- 7. Требования к рабочей среде
- Агентство для спонсирования программы, такое как юридический факультет, ассоциация студентов-юристов, НПО
- Тренеры, обладающие хорошими знаниями по использованию интерактивных методов обучения
- Учителя, заинтересованные в прохождении тренинга по методам клиник по праву на каждый день
- Слушатели – представители широкой общественности, например, школьники
- Тренеры с правовыми знаниями
- Заинтересованные администраторы учреждений - клиентов клиник.
- 8. Оценивание программы
Формативное оценивание:
- получение регулярной реакции клинков и студентов-юристов
- эта реакция обсуждается студентами-юристами и их руководителем.
Суммарное оценивание:
- происходит раз в полгода после завершения клинической программы
- включает вклад руководителей, студентов, клиентов
- количественные и качественные методы включают в себя анкеты и оценочные листы; собеседования; обсуждения в малых группах.
Независимая оценка воздействия:
- пытается определить воздействие на студентов и клиентов;
- может включать в себя опрос общественного мнения;
- проводится независимым оценщиком или исследователем.