Украине – европейские дороги? Не смешите мои тапочки!

Вчера министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко, представляя нового руководителя “Укравтодора” сказал, что стране пора бы обзавестись дорогами европейского уровня, пишет ИМК.

Дескать, негоже государству с европейскими перспективами и колоссальными транзитными возможностями “светить” ямами да канавами на магистралях национального значения. Причем, государство, по словам министра, готово необходимые дорожные расходы “оплатить” – посредством изменения закона об источниках финансирования дорожного хозяйства, а также принятия нового закона о повышении ставки акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары.

И все бы ничего, но если бы все в нашей стране решалось так просто. Пока в Минтрансе строили планы на далекое и близкое дорожное будущее, в одном из спальных районов Киева - на весьма оживленном проспекте Героев Сталинграда - под дождем латали якобы потрескавшееся дорожное полотно. Горячий асфальт бросали прямиком в набегавшие холодные лужи, оставляя на некогда однородном покрытии угловатые латки-метки, сигнализирующие о необходимости скорого повторения дорожных “экзерсисов” из-за вопиющего несоблюдения стандартов и правил ведения подобного рода работ.

Тише едешь – дольше проживешь

Примечательно, что на столичном проспекте латание дыр, в общем, не требовалось. На “обновленном” вчера участке не было ни глубоких ям, ни ярко выраженной дорожной эрозии. Чего не скажешь о других улицах, бульварах и междугородних трассах. Согласно оперативной статистике Минтранса, количество “опасных” по своему состоянию дорог увеличивается день ото дня. В Харьковской области, к примеру, из-за “деформации дорожного полотна” ограничен скоростной режим на 7 магистралях государственного значения. В Луганской области движение по 4 местным трассам и вовсе перекрыто. Такая же ситуация в Волынской, Черниговской, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Николаевской, Полтавской областях.

Понятно, что речь о транспортном параличе едва ли не половины страны не идет: проехать из пункта А в пункт Б по территории Украины автомобильным транспортом, в сущности, можно. Другой вопрос: надолго ли вояж затянется?

Напомним, что все дороги у нас поделены на четыре большие категории – “международные” автострады, дороги государственного значения, дороги местного значения и “районные” пути. Государственными считаются только 20 тысяч километров, местными - 149 тысяч километров. В категорию "международных трасс" попадают 8 тысяч дорожных километров, в категорию "районных" - почти 70 тысяч. Дорог первой категории (4 и более полос) в нашей стране смехотворно мало - чуть более 2,5 тысяч километров - и разбросаны они "участками" на трассах Киев-Чоп, Киев-Одесса, Киев-Чернигов, Харьков-Днепропетровск.

Никакого разделения дорог по источникам финансирования нет, а значит, денежное обеспечение дорожных работ, как было, так и остается прерогативой одного – общегосударственного бюджета, которого на всех естественно не хватает. А между тем, 70% всех украинских дорог нуждаются в ремонте – не простом, а капитальном. Цена вопроса, по словам бывшего руководителя “Укравтодора” Вадима Гуржоса, - 60 миллиардов евро или 127 лет с учетом нынешнего финансирования отрасли.

Но и это еще не все. Если даже теоретически найти деньги на ремонт (одно лишь латание дыр затянет по нынешним ценам на миллиард гривень), никто не гарантирует качества “конечного продукта”. Как уверяют специалисты, в нашей стране дорожные работы ведутся с “запасом прочности” не более 10%, а то и вовсе “на скорую руку”.

Все тот же Вадим Гуржос недавно посетовал: “Мы одни из-за постоянного недофинансирования три-четыре раза пропустили сроки капитального ремонта дорог. Обязательно нужно было укрепить обочины, положить три новых покрытия. Тогда дорога при условии своевременных ремонтов может служить дополнительно 12 лет. Теперь же придется тратить миллионы на ремонт. А ведь реконструкция одного километра дорог от области к области разная – от 8 до 33 миллионов гривен за километр”. Любопытно, что пребывая на должности главного дорожника страны, В.Гуржос столь неприглядную правду старался не афишировать.

Впрочем, и нынешние отраслевые деятели не больно-то распространяются о том, почему наши дороги - сколько их не чини – только хуже становятся. Оказывается, причин сему явлению не так уж много: отсутствие должной политики в области регулярного ограничения скоростного режима и прохождения по отдельным участкам большегрузного транспорта, естественный температурный режим и нарушение технологий содержания дорог. Пресловутая ликвидация ям, ежегодно забирающая из бюджета страны немалые деньги, - не более чем временная мера, рассчитанная как раз “до ближайших заморозков”, и позволительная исключительно в рамках основного ремонта дороги.

Очень сомнительно, что сами дорожники этого не знают. Знают прекрасно, но поделать ничего не могут. Потому и кидают асфальт прямо в лужи, “осваивая” таким образом государственные миллиарды.

Встаем на рельсы

Возникает вопрос: есть ли альтернатива “дырявым” и опасным автомобильным дорогам в Украине? Оказывается, есть. Укрзализница выразила готовность обеспечить автотранспортным предприятиям оперативную доставку их грузов вместе с автомобилями по рельсам – взамен тех маршрутов, где сейчас ограничено или запрещено движение многотонных машин. На железнодорожных терминалах Киева, Харькова, Луганска, Ужгорода, Львова, Ковеля, Одессы, Херсона и Николаева уже есть специальные рампы для загрузки автомобилей на железнодорожные платформы. Проблема лишь в том, что автоперевозчикам услуги железнодорожников не по карману: километр комбинированной перевозки обходится в 7 гривень. Тем же грузовикам дешевле колесить по объездным дорогам – благо никто им этого делать не запрещает, хотя запретить стоило бы.

Ведь если вдуматься, проблему бездорожья у нас по-прежнему решают, исходя из собственных, сиюминутных интересов. Решения эти по сути своей либо смешны, либо губительны. Потому и разговоры о появлении здесь европейских автотрасс вызывают разве что грустную улыбку.

Однако куда разумнее было бы поступить по-государственному: выработать единый подход к разрешению дорожных трудностей с благой целью - сохранения автодорог и экологии с одновременным всесторонним использованием одной из самых мощных и развитых по европейским меркам сети железных дорог. Разве это не очевидно?

ИМК.

Комментирование закрыто.