Учебный модуль для проведения уроков в средних школах (10-11 классы)

«Правоспособность и дееспособность граждан» или «А не купить ли мне …?!»

Методические рекомендации для студентов Юридических факультетов и учителей средних школ.

Общие положения

Учитывая объем и сложность материала настоящий урок рассчитан на 2 академических часа. Идеальным вариантом является проведение урока в один учебный день с перерывом на перемену/отдых. Перед проведением урока обязательно изучите нормативный материал и методические рекомендации к уроку, изложенные ниже. Полезным является «проигрывание» урока в моделируемой учебной аудитории школьников. При проведении уроков в средних школах Вам необязательно повторять слова и выражения, указанные в тексте настоящей методической рекомендации. Однако общая смысловая нагрузка, методика преподавания и стиль проведения урока должны ей соответствовать. Очень важно донести материал простым доступным школьникам языком. Как можно меньше употребляйте дефиниции и юридические термины. Постарайтесь «разжевать» школьникам сложные юридические конструкции и, буквально, показать «на пальцах» практическую применимость получаемых знаний. Удачи!

Цель урока:

  • · Рассказать о том, что такое правоспособность
  • · Рассказать о том, что такое дееспособность
  • · Показать практическую применимость указанных выше понятий

План урока:

1. Вступление - 5 мин.

2. Дискуссия в классе о правах человека - 10 мин.

3. «Правоспособность» - что это? – монолог преподавателя - 7 мин.

4. «Вам подарили телевизор» - коллективный разбор ситуации - 6 мин.

5. «Мозговой штурм» - обязанности человека - 12 мин.

Перемена/отдых

6. «Дееспособность» - что это? – монолог преподавателя - 14 мин.

7. Работа в малых группах и решение казусов - 18 мин.

8. Каждый учит каждого – 5 мин.

9. Подведение итогов – 3 мин.

Ресурсы к уроку:

*Методические рекомендации для студентов Юридических факультетов и учителей средних школ.

*Доска, мел.

*Отдельные карточки с казусами.

*Отдельные карточки с вопросами.

Ход урока:

1. Вступление - 5 мин.

Поздоровайтесь с аудиторией школьников и представьтесь. Коротко расскажите о себе (где учитесь, курс, факультет) и объясните цели настоящего урока. Расскажите о необычной методике преподавания и правилах общения на уроке.

2. Дискуссия в классе о правах человека - 10 мин.

Задайте ученикам открытый вопрос: «Скажите, пожалуйста, какими правами Вы обладаете?»

Выслушивайте ответы учеников и поощряйте правильные ответы. В случае если ответы учеников повторяются, обратите на это внимание и предложите дать другой ответ. Если в ответе ученика содержится неопределенное или слишком конкретизированное право человека (например, право на купание в озере) попросите его переформулировать ответ с учетом более широкого толкования прав человека (в указанном случае – право на благоприятную окружающую среду). Постарайтесь организовать дискуссию в классе таким образом, чтобы паузы, между ответами учеников не были затяжными и не образовывалась «глухая тишина». Задавайте наводящие вопросы и требуйте ответа на них у конкретных учеников.

Подведите итог дискуссии, исходя из содержания ответов учеников, и обратите внимание на огромное количество прав человека и их значимость.

Затем спросите у учеников: «А с какого момента Вы обладаете перечисленными правами?»

В случае затруднения учеников в ответе на поставленный вопрос задайте несколько наводящих вопросов, например: «Скажите, пожалуйста, с какого момента Вы имеете право употреблять пищу или пользоваться электроэнергией?».

После ответов учеников задайте завершающий вопрос в этом блоке: «А с какого момента Вы перестаете обладать правами?». Выслушивайте любые ответы учеников. После высказанных ответов постарайтесь адресно их проанализировать. Например, «ученик на первой парте высказал мысль о том, что человек перестает обладать правами в 60 лет. Давайте подумаем вместе, так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к Вашей повседневной жизни: у кого из Вас есть бабушка или дедушка? (вопрос аудитории). Скажите, пожалуйста, Ваша бабушка по достижении 60-летнего возраста перестала … (варианты продолжения мысли - пользоваться общественным транспортом, принимать пищу и др. в зависимости от ответов, высказанных учениками в первом блоке дискуссии)? Выслушайте ответы учеников. Следовательно, по достижении человеком 60-летнего возраста, права не прекращаются. Вы (обращаетесь к ученику), наверное, перепутали возраст, с которого человек имеет право на пенсию, и момент прекращения обладания правами».

Подведите итог ответам учеников и обратите внимание на то, что права человека принадлежат каждому с момента его рождения. В качестве закрепления материала напишите на доске следующую фразу: «Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью».

3. Правоспособность» - что это? – монолог преподавателя - 7 мин.

Далее расскажите ученикам доступным языком о понятии «правоспособность» – что оно означает, в чем его практическая значимость, где закреплено и другую полезную несовершеннолетним информацию. Ниже представлен один из вариантов начала монолога и информация, необходимая Вам для раскрытия этого блока урока. Вы можете придерживаться его стилистики и способа изложения информации. Однако это не является универсальным и обязательным. Вы можете применять другие формы и методы изложения. Обязательным остается одно – содержание. Постарайтесь раскрыть это понятие со всех сторон и дать как можно больше информации ученикам о правоспособности. Используйте информацию, изложенную ниже.

Один из вариантов начала монолога: «Выведенная нами из дискуссии фраза тесно связана с понятием «правоспособность». Если мы разделим это слово на две смысловые составляющие, то получим следующее: «Право» и «Способность» (полученные слова записать на доске указанным образом). Таким образом «правоспособность» это ничто иное, как «способность иметь права» (это словосочетание запишите на доске под указанными выше фразами). ….»

4. «Вам подарили телевизор» - коллективный разбор ситуации - 6 мин.

Преподаватель объявляет аудитории школьников: «Итак, общими усилиями, мы определились с Вами в том, что права принадлежат каждому человеку с момента рождения и прекращаются смертью. Следовательно, все сидящие здесь молодые люди обладают правами, то есть правоспособностью. А, имеете ли Вы право получать подарки?» - Активно выслушивайте ответы учеников, то есть просите их отвечать не простым, коротким «да» или «нет», а аргументировать свою позицию. Задавайте наводящие и уточняющие вопросы. Подведите итог.

После небольшой дискуссии преподаватель обращается к одному из учеников с вопросом о его возрасте и просит представить следующую ситуацию. «На Ваш день рождения далекий родственник дарит вам красивый дорогой телевизор. Вдруг Вам срочно понадобились деньги и, не долго думая, Вы продаете подаренный телевизор соседу по квартире. Подумайте и ответьте на вопрос: стал ли телевизор Вашей частной собственностью после его дарения и имели ли Вы право его продать». Выслушайте ответ и спросите у других учеников об их мнении. Постарайтесь организовать дискуссию таким образом, чтобы каждый желающий мог высказаться и аргументировать свою позицию. Поощряйте конструктивную полемику между несколькими учениками. Однако при разборе заданной ситуации остерегайтесь выкриков учеников с места и «перевод» полемики с его сущности на личности.

После окончания дискуссии поблагодарите аудиторию учеников за активность и коротко подведите итог, например: «Вы возможно удивитесь, но несмотря на то, что телевизор стал Вашей собственностью, Вы не имели права его продавать. А вот почему ответ именно таков, Вы узнаете позже. А сейчас поговорим о Ваших обязанностях, так как о правах мы уже говорили, а как известно, прав не бывает без соответствующих им обязанностей».

5. «Мозговой штурм» - обязанности человека - 12 мин.

Преподаватель задает аудитории школьников вопрос: «Скажите, пожалуйста, а какие обязанности Вы имеете». Все ответы учеников (включая неправильные, абсурдные, смешные) записываются на доску. Преподаватель должен поощрять все высказываемые ответы. После того, как ученики закончат отвечать на поставленный преподавателем вопрос подведите итог таким образом, чтобы разделить гражданские обязанности и иные обязанности. При этом поясните школьникам, что берете за основу такой классификации.

Затем спросите: «А с какого возраста, у Вас наступают гражданские обязанности». Выслушивайте любые ответы учеников, побуждая их аргументировать свое мнение. Подведите итог, указав на различные мнения относительно возраста наступления гражданских обязанностей, но не говорите окончательного правильного ответа.

Перемена/отдых

6. «Дееспособность» - что это? – монолог преподавателя - 14 мин.

Преподаватель объявляет аудитории школьников: «Наконец, мы подошли к одному из самых интересных и сложных понятий гражданского права – «дееспособность». Я попрошу Вас успокоиться после бурных дискуссий и внимательно выслушать. Тем более это будет интересно Вам, так как до сих пор остался невыяснен вопрос с телевизором – почему же Вы, будучи собственником этого красивого телевизора не имели права его продать. А ответ кроется в понятии дееспособность. Итак, выслушайте, запишите и запомните – дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Аналогично понятию правоспособность разделите понятие дееспособность на две составляющие части: «Дее» и «Способность» (полученные слова запишите на доске указанным образом). «Следовательно, дееспособность это «способность действиями приобретать и осуществлять» (это словосочетание запишите на доске под указанными выше фразами).

Далее расскажите ученикам о возрасте наступления дееспособности (общее правило) и исключения из общего правила (брак, эмансипация). При рассказе используйте наглядные способы изложения, например, разделите мелом доску таким образом, чтобы общее правило располагалось вверху доски, а исключения из общего правила слева и справа.

Затем попросите учеников записать написанную Вами схему. После этого, объявите: «Самое главное стоит запомнить именно следующее. Если Вы это поймете и запомните, то моментально сможете ответить на вопрос о телевизоре». Доступным языком расскажите школьникам о видах и содержании дееспособности (дееспособность малолетних и несовершеннолетних). Используйте наглядные способы изложения информации, например, разделите мелом доску на две колонки – в одной коротко напишите содержание дееспособности малолетних, в другой – несовершеннолетних. При рассказе о видах дееспособности постоянно обращайтесь к ситуации с телевизором.

Задайте вопрос аудитории школьников: «Как Вы думаете, все ли граждане обладают способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности?». Выслушайте ответы учеников и задайте несколько наводящих вопросов, например: «Оцените ситуацию, когда человек с психическим заболеванием предлагает Вашим родителям заключить договор купли-продажи квартиры. Можно ли у этого человека приобретать квартиру?». Попросите школьников аргументировать их ответы и подведите итог в том, что существуют ситуации, когда необходимо ограничивать дееспособность некоторых граждан.

Доступным языком объясните об ограничении дееспособности и признании  гражданина недееспособным, а также коротко об опеке и попечительстве.

7. Работа в малых группах и решение казусов - 18 мин.

Расскажите школьникам о предстоящей работе и объясните правила работы в малых группах. Затем разделите аудиторию и раздайте тексты казусов.

Казус № 1

Егорову Максиму на 17–летие родители подарили 300 рублей для того, чтобы он купил себе учебники. А Максим на эти деньги, без согласия родителей купил видеокассеты, аудиокассеты и другие понравившиеся ему, но бесполезные вещи. Родители его поругали. Как Вы считаете, имел ли право Максим поступать таким образом?

Казус № 2

Евгению Доценко его бабушка в день 15–летия подарила очень ценную коллекцию старинных монет. Евгений поменял ее на велосипед. Как Вы считаете, будет ли эта сделка действительной?

Казус № 3

Кусакиной Виктории 11 февраля исполнилось 18 лет, а 12 февраля она сняла в банке со счета на ее имя 20 000 рублей, которые откладывались родителями для ее учебы и внесла эти деньги на покупку машины в кредит. Как Вы считаете, имела ли право Виктория распоряжаться своим счетом в банке таким образом?

Казус № 4

15–летний Игорь Иванов начал работать по трудовому договору в кафе и получать заработную плату. Родители прежде давали на это согласие, но когда он получил первую заработную плату стали настаивать на том, чтобы он ее не тратил по-пустякам, а отдал матери. Имеет ли право Игорь распоряжаться своей заработной платой, должен ли он отдавать ее родителям.

Казус № 5

16 – летний Денис вступил в брак с Натальей Петровой. С какого момента он начинает обладать дееспособностью, не достигнув совершеннолетия к моменту вступления в брак, и не имея постоянной работы?

Казус № 6

Орган опеки и попечительства признал Сидорова Петра Петровича ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, что ставило его семью в тяжелое материальное положение. Имел ли орган опеки и попечительства право признать его ограниченно дееспособным?

Казус № 7

Ленинский районный суд г. Ставрополя признал Осипова Романа Васильевича ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства – слабоумия. Какой орган принимает решение о признании гражданина ограниченно дееспособным? Какие основания для признания гражданина ограниченно дееспособным?

На решение казусов школьникам отводится 10 минут. Предупредите, что все ответы должны быть аргументированы. После каждого ответа представителя малой группы обращайтесь к аудитории школьников с вопросом: «Есть ли другие мнения по поводу решения этого казуса?». В случае существования нескольких мнений, постарайтесь организовать дискуссию и коллективно разобрать спорный казус. Подведите итог.

8. Каждый учит каждого – 5 мин.

Объявите школьникам, что они успешно справились с заданием. Для того, чтобы закрепить полученные знания раздайте каждому заранее подготовленный карточки и расскажите о предстоящей работе. Школьникам необходимо в течение 2 минут прочитать и подготовиться к ответу на вопрос, указанный в карточке. Затем поочередно соседу по парте ответить на поставленные в карточке вопросы. Таким образом, каждый из школьников является одновременно учителем и учеником. После ответов школьников проверьте закрепление материала следующим образом. Поднимите несколько учеников и попросите их поочередно прочитать вопрос и ответить на него. Попросите других школьников проверить, правильно ли даны ответы.

Комментирование закрыто.