Техника комментирования (обратной связи)

Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия – подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления.

К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благожелательно воспринимать комментарии коллег, преподавателя, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не достигает своих целей.

Частая первая естественная реакция – это реакция отторжения: «я не хочу слышать никакой критики», «комментатор сам не прав» и т.п. Критикуемый может замкнуться, закрыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки.

Еще одна возможная нежелательная реакция – это реакция оправдания: «я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое». Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту.

Желаемая реакция – понимание: «я понял, в чем был не прав, что вы имеете в виду...». В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков.

Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: «теперь я бы действовал так...».

Также не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемого. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в аналогичных ситуациях.

Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации

  • Дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому
  • Отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега
  • Найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях
  • Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожиданные ходы
  • Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения нет, что возможны и другие варианты
  • Высказывайтесь кратко и точно
  • Критикуя, ограничьтесь двумя-тремя темами

Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.

  1. ТЕМА

Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, – например, «давайте обсудим какие вопросы следует задать в начале беседы», «я хочу сказать о том, как завершать консультирование», «я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юристом» и т.п.)

2. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными/неудачными («в начале беседы вы задали такой вопрос: …»).

3. ДИАГНОСТИКА

Объясните, в чем достоинство/недостаток действий юриста, каковы возможные положительные/отрицательные последствия таких действий («после такого вопроса…»).

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры («можно было бы задать этот вопрос по-другому, например, так - …»).

Такой детальный комментарий оказывается по настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного страха и напряжения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой комментарий, надо быть предельно внимательным к действиям участника интерактивного упражнения или реальной процедуры, необходимо записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п., иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста. Заключительная часть комментария – моделирование – стимулирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, лучше всего немедленно повторить упражнение.

Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный – критический и одновременно благожелательный настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям.

А это, возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.

Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты и преподаватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и сотрудничестве.

Комментирование закрыто.