Стратегическая оценка, адресованная Сети фондов Сороса

Настоящий доклад является стратегической оценкой, адресованной Сети фондов Сороса (СФС) для содействия клиническому юридическому образованию (КЮО) и реализации других подобных инициатив в развивающихся и переходных обществах. Главная цель оценки – предоставить реко-мендации относительно того, каким образом СФС может поддерживать клиническое юридическое образование для продвижения трех стратегических целей правовой программы. Эти «справедли-вые цели» (как я буду иногда их называть) заключаются в укреплении права общественных инте-ресов, в расширении доступа к правосудию и в ориентации юристов на отстаивание общественных интересов. Соответственно, в настоящей работе приводятся предложения о том, как Сеть фондов Сороса может заложить фундамент прогрессивной юридической практики, если будет решено продолжать поддерживать КЮО.

В работе характеризуется продвижение к достижению трех целей в перечисленных ниже основных направлениях, с особым вниманием к обслуживанию малоимущих слоев населения, представителей меньшинств и других обделенных групп:

1) Право общественных интересов связано с проведением правовой реформы и стратегическими вопросами защиты прав, а также с другими методами применения права для решения важных вопросов, отвечающих потребностям конкретных клиентов.

2) Доступ к правосудию связан с предоставлением юридической помощи и консультаций относи-тельно судебных дел и других юридических процедур, а также с расширением возможностей простых людей по использованию этих процедур.

3) Ориентация юристов на отстаивание общественных интересов связана с влиянием на перспе-ктивы и практику юристов для того, чтобы повысить уровень их поддержки таких проблем, как право общественных интересов, доступ к правосудию, права человека, права меньшинств, гендер-ные проблемы и другие аспекты открытых обществ.

В работе рассматривается вопрос о том, как КЮО может продвигать стратегические цели непо-средственно через ту работу, которая выполняется в рамках программ (например, клиники, кото-рые занимаются представительством женщин, и таким образом расширяют для них доступ к пра-восудию). Также рассматривается вопрос о том, как программы КЮО могут опосредованно дейст-вовать в направлении достижения этих целей, через работу своих выпускников и, возможно, дру-гих лиц и институтов, которые попадают в сферу влияния выпускников клиник (например, через студентов, прошедших обучение в клиниках, которые после выпуска работают в НПО по праву общественных интересов).

Конечно, главное внимание в работе уделяется клиническому юридическому образованию: обуче-нию на базе юридического факультета, включающему как занятия в классе, так и ознакомление студентов (а часто и их участие) с практическим применением права. Однако я также рассматри-ваю и некоторые другие смежные направления деятельности, которые не являются КЮО, на-пример, инициативы НПО или студентов-юристов. Они являются «смежными» в том смысле, что при этом студенты вовлекаются в достижение трех указанных выше целей – чаще всего через не-правительственные организации – но они не относятся к КЮО, потому что эти виды деятельности не связаны с обучением в классе, а некоторые из таких видов деятельности вообще не связаны с юридическими факультетами. Поэтому в данном докладе я употребляю термин «смежные с КЮО» и другие подобные термины, потому что многие виды деятельности НПО и студентов-юристов, хотя и не являются клиническим юридическим образованием в строгом смысле слова, но, тем не менее, помогают в достижении целей СФС. Они вносят дополнительный вклад в реализацию даже более широких приоритетов СФС, таких как создание гражданского и открытого общества.

В докладе описывается работа СФС в прошлом, и предлагаются потенциальные направления для деятельности в будущем. Хотя этот доклад написан с учетом центральной роли Института конституционной и правовой политики [Constitutional and Legal Policy Institute – COLPI] и нового Правового института, в ней рассматриваются вопросы с точки зрения деятельности всей Сети фондов Сороса. В работе не проводится оценка отдельных национальных фондов, программ юридических факультетов или их деятельности.

Комментирование закрыто.