СТАНДАРТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный отчет представляет собой результат работы многих авторов, объединенных общей целью: (1) способствовать принятию стандартов клинического юридического образования, которые могут быть аккредитованы Министерством Образования и Культуры, использованы университетами по всей стране и взяты за основу донорскими организациями, (2) предоставить положительный образовательный опыт для студентов и (3) защитить права клиентов.

Специалист по клиническому юридическому образованию Американской Ассоциации Юристов, Центрально-Европейской и Евразийской Правовой Инициативы (АБА/СИИЛИ) определил клиническое образование следующим образом:

Клиническое юридическое образование - это гармоничное сочетание теории и практики, комбинация учебного и реального опыта. Эта комбинация рассчитана на обучение студентов-юристов «не стрелять от бедра», а дальновидно планировать ход действий в применении к каждому отдельному делу. Специалисты клинического образования стремятся к тому, чтобы научить студентов действовать и думать как юристы. Опытные наставники посредством лекций, дискуссий, размышления, упражнений и реального опыта стараются помочь студентам познать взаимосвязь теории и практики с целью получения опыта, навыков и знаний для практической работы юриста. Клиническое юридическое образование представляет собой практическое обучение, которое требует критического анализа для выработки представления относительно каждого действия и бездействия, предпринимаемого студентом. Оно требует от студента размышления над опытом и предоставляет совет квалифицированных профессионалов направляющих и помогающих студентам в развитии практических навыков компетентной юриспруденции. Приемы комментирования работы студентов путем самоанализа, оценки и повтора позволяет студентам испытать и пропустить через себя трудности профессии юриста.1

Российские специалисты клинического образования отмечают следующее:

Студенты-юристы получают крайне ограниченное введение в юридическую практику во время учебы. В лучшем случае это происходит во время практики, но каждый юрист знает, что несколько недель наблюдения не дают студентам возможности постичь секреты и навыки будущей профессии… Клиническое образование в юридических вузах направлено на введение студентов продвинутого уровня в сферу практической работы с настоящими делами под надзором опытного инструктора.

Клиническое образование позволяет студентам юридического вуза решить сразу несколько проблем:

1)      Оно укрепляет связь теории и практики,

2)      Способствует формированию у студентов профессиональных навыков и знаний,

3)       Дает возможность юридическому вузу обратиться к социальным проблемам родного региона, что в свою очередь

4)      оказывает положительное влияние на формирование социального сознания студентов.

Идея клиники – это создание подобия офиса юридической консультации на юридическом факультете, где студенты, работающие под началом опытных инструкторов или практикующих юристов, могут работать с «реальными» правовыми проблемами, находить юридическое решение и помогать клиентам в защите своих прав. Клиника может включать различные программы в раз-ных сферах юриспруденции. Требованием к каждой программе является связь всех дисциплин и отраслей права, которые регулируют обсуждаемый вопрос. Главное в том, что такая форма препо-давания максимально приближена к условиям, в которых предстоит работать студентам-юристам.2


1 Отчет для АБА/СИИЛИ, подготовленный Тимоти Аркаро, специалистом юридического клинического образования в Оше, Кыргызстан, Бишкеке, Кыргызстан, и Астане, Казахстан, 27 июля 2000 года.

2 Юридические клиники: Эксперимент в практическом обучении юристов. Учебник, Санкт Петербург, Равена, 1999: А.В. Байков, А.В. Васильев, Л.А. Воскобитова, Патрисия Дуглас, Т.А. Зыкина, П.П. Колесов, Т.Л. Курас, Н.Г. Лопухина, Л.П. Михайлова, М.В. Немытина, И.Н. Сухрва, Н.А. Таланцев, Л.В. Туманова, Р.А. Шагапова, В.Г. Шарыгин. Редакторы: А.В.Байков, Л.А.Воскобитова, П. Дугласс, Л.В.Туманова, В.Г. Шарыгин. (с) Авторы, 1999.

Комментирование закрыто.