Средства защиты юридических клиник

Средства защиты. Все клиники должны быть застрахованы от риска ответственности в связи с консультацией, помощью и/или представлением интересов клиента, а также от ответственности третьей стороны. В случае с клиниками, созданными на основе юридических контор, это должно соответствовать пунктам «Правил юридической практики» и связанными с ними нормам ее осуществления. Естественно, что эти правила должны распространяться на студентов и их кураторов.

Конфиденциальность. Сотрудники клиник и студенты должны понимать необходимость соблюдения принципа конфиденциальности на уровне консультант/клиент. В связи с этим:

  • Помещения клиники и используемые в ней средства должны гарантировать соблюдение принципа конфиденциальности в отношении отдельных деталей дела клиента.
  • Беседа с клиентом должна проводиться в комнате, куда во время ее проведения имеют доступ только студенты, работающие с клиентом, и их кураторы.
  • Все записи о делах (текущих и уже законченных) должны храниться в безопасном месте и быть доступны лишь для ведущих данные дела студентов и их кураторов.
  • Все кураторы и студенты должны изучить вопросы, связанные с соблюдением принципа конфиденциальности, этой цели должен служить вводный курс, посещение которого является обязательным, а также специальное руководство по работе клиники, в котором всесторонне рассматривается данный вопрос.
  • Различные устройства, обеспечивающие связь с клиентами (телефон, факс, компьютерные диски, электронная почта и т.д.), должны использоваться таким образом, чтобы гарантировать установленный уровень конфиденциальности.
  • Все записи, обсуждения, оценки и руководство работой юридической клиники должны находиться в соответствии с основным принципом соблюдения конфиденциальности.
  • Должны быть установлены специальные устройства для правильного уничтожения и избавления от ненужных бумаг, носящих конфиденциальный характер.

Этика. Кураторы и студенты должны быть ознакомлены с профессиональными этическими требованиями. Они должны рассматриваться в руководстве по работе клиники и во вводном курсе.

Профессиональный уровень услуг. Хотя услуги и предоставляются студентами (под руковод-ством кураторов), они обязательно должны соответствовать тому профессиональному уровню, который обязан предоставить практикующий юрист-профессионал. Этот вопрос подробнее рассматривается в следующем разделе, посвященном вопросам практической деятельности.

Конфликт интересов. Кураторы и студенты должны хорошо понимать профессиональные правила, имеющие отношение к конфликту интересов, а также уметь распознавать как реальные, так и потенциальные конфликты, и действовать соответственно. Эти вопросы также должны рассматриваться в руководстве по работе клиники и во вводном курсе.

Практика

В этом разделе представлен ряд стандартов. Они делятся на те, которые CLEO считает основными (или минимальными) стандартами, и рекомендованные специалистами в области клинического образования в Великобритании и других странах.

Стандарты представлены в кратком виде и включают в себя следующее:

Руководство и кадры

Минимальные стандарты:

  • Руководство клиникой и выполнение ее сотрудниками других видов деятельности должно осуществляться на основе разумно составленного графика работы. Опыт показал, что 12 студентам, факультативно занимающимся клинической работой в течение двух семестров, требуется куратор на, минимум, 8 часов в неделю. Эта работа ведется вне учебных часов.
  • Каждый куратор должен вести не более 12 студентов. Американские модели пропаганди-руют пропорцию 8:1 при условии, что кураторы заняты, в основном, в рамках программы клинического образования. CLEO считает, что при наличии минимального восьмичасового контакта в неделю между куратором и студентами, имеется возможность освободить данное лицо для выполнения им на факультете на регулярной основе (естественно, в ограниченных пределах) преподавания, научной или административной работы.
  • В каждой клинике должно иметься не менее двух кураторов - это гарантирует постоянный контроль и непрерывность работы.
  • Куратор должен находиться в клинике в течение всего того времени, когда она открыта для клиентов, включая и то время, когда с ними ведутся беседы. (В случае, когда клиники основаны на базе юридических консультаций, таким лицом является юрист, имеющий право вести практику.)
  • Студенты не должны давать никаких рекомендаций без предварительного обсуждения и ра-зрешения куратора (то же самое верно и для юридических контор). Это касается и рекомен-даций, даваемых во время консультации, по телефону, факсу или электронной почте.
  • Вся корреспонденция, поступающая в клинику, должна вскрываться, прочитываться и расп-ределяться между студентами куратором (то же самое верно и для юридических контор).
  • Корреспонденция, отправляемая клиникой, должна прочитываться, утверждаться, подписываться второй подписью и отправляться куратором (то же самое верно и для юридических контор).
  • Каждой клинике должна иметь соответствующие административные и канцелярские средства, устройства электронной обработки текстов и печатающие устройства, а принцип конфиденциальности должен строго соблюдаться.
  • Сотрудники факультета (преподаватели, администраторы, канцелярские работники) долж-ны быть проинформированы относительно того, кто именно выступает в качестве кураторов в клиниках и когда их можно застать, а также когда клиника открыта для клиентов.
  • Должны иметься планы обеспечения работы клиники в непредвиденных обстоятельствах (в случае отсутствия кураторов или студентов и в периоды, когда присутствие студентов нельзя гарантировать – например, в каникулы или во время экзаменов).
  • Деятельность сотрудников, не имеющих юридического образования, чье участие в работе клиник должно приветствоваться и поощряться, должна находиться под контролем специалиста, имеющего лицензию на право заниматься профессиональной практикой.

Рекомендации:

  • Административная и канцелярская работа выполняется сотрудником, работающим в клинике полный или неполный рабочий день. Опыт CLEO показывает, что это не только помогает в работе с документами, но и обеспечивает непрерывность деятельности клиники. Это также способствует организации юридической практики.
  • Назначения должны фиксироваться в специальном журнале куратором или студентом с разрешения куратора.

Ведение досье и документации

Минимальные стандарты:

  • Записи должны вестись на всех этапах ведения дела, включая:

-          записи беседы (бесед),

-          записи разговоров по телефону, сообщений, переданных с помощью факса или электронной почты,

-          записи информации, полученной в результате расследования,

-          записи, касающиеся присутствия в суде или трибунале,

-          записи, касающиеся подготовки дел,

-          информация о документах, переданных клинике или выданных ей самою, должна содержаться в досье каждого клиента (или в общем досье, если досье на клиента еще не заведено) в хронологическом порядке, снабженная определенной меткой, а также в специальной форме, используемой для регистрации подобного обмена информацией в отношении всех дел, ведущихся клиникой.

  • Вся корреспонденция, отправляемая и получаемая клиникой, должна содержаться в хронологическом порядке и в соответствующем досье.
  • Без разрешения куратора ни одно досье клиента не может быть изъято из клиники.
  • Все состязательные бумаги, документы клиента, отчеты экспертов, бумаги о правовой по-мощи и другие, имеющие к этому отношение материалы, исключая корреспонденцию, должны храниться в соответствующем файле в папках с документами с перечнем содержимого.
  • Должен вестись дневник в отношении ограничения сроков действий, в котором указываются сроки окончания соответствующих периодов и графиков работы, имеющих отношение к ведущемуся судебному делу. Это может стать частью общего дневника при условии, что соответствующие записи четко выделены.
  • Дата и время назначенных судебных заседаний должны фиксироваться в дневнике клиники.
  • Следует разработать и соблюдать правила регистрации и передачи на рассмотрение дел, на-пример, может вестись общая картотека и ежедневник, в которых отмечается первый визит или звонок клиента в клинику и результат этого визита. Каждый клиент может получить регистрационный номер, который зафиксирован в досье клиента. В регистрационный номер должно включаться указание на студента или группу, занимающуюся данным делом, а также на куратора, отвечающего за их работу. Кроме того, на каждого клиента может быть заведена регистрационная карточка, содержащая персональные данные клиента (имя, адрес, год рождения и т.п.), особые указания относительно связи с ним и степени конфиденциальности, а также краткое описание каждого этапа дела. Благодаря этому, куратор или студент, незнакомый с данным делом, довольно быстро сможет узнать, что именно произошло, и какие действия были произведены.

Рекомендации:

  • Картотека может вестись с помощью карточек, на которых указан регистрационный номер клиента и его адрес. Это даст возможность быстро найти подробные данные о деле данного клиента.

Комментирование закрыто.