Соотношение существующей практики с практикой, проходимой в юридической клинике

Вот уже прошло полгода, как в стенах Кыргызско-Узбекского университета Общественным объединением «Молодые юристы юга» совместно с юридико-таможенным факультетом осуществляется проект «Учебно-производственный центр по оказанию бесплатных юридических услуг». Иначе мы ещё его называем «юридическая клиника».
Сегодня мы уже имеем право утверждать, что юридическая клиника (в создании которой инициаторы видели одну из прогрессивных форм прохождения юридической практики) стала одной из неотъемлемых частей учебного процесса.
К сожалению, не все новое, прогрессивное находит в нашей жизни свое достойное место. Причина этому ясна – старый, надежный, проверенный друг лучше нового. Да, в принципе эта позиция верная и она имеет под собой твердые основания, и мне бы не хотелось здесь подвергать сомнению это. Хочу просто добавить, что в любом правиле бывают исключения и юридическая клиника одна из них.
Пропуская юридическую клинику через призму всевозможных требований времени, мы все более и более убеждаемся в её необходимости. Такое убеждение приходит к нам из анализа прошлого и настоящего, то что было и то что есть, а именно посредством сравнения устоявшейся системы прохождения практики с той новой (юридической клиникой), которую мы предлагаем, это, во-первых. Во-вторых, первые уроки, которые мы сделали, осуществляя проект «Юридическая клиника».
Сравнивая существующую форму прохождения практики с юридической клиникой, мы не отрицаем наличия положительных элементов в ней, но критическое осмысление такой практики позволяет нам утверждать, что она (такая форма практики) страдает неполноценностью.
Такую неполноценность практики мы видим в том, что:
1.    Студенты чаще всего проходят практику в правоохранительных органах. Такая ситуация, на наш взгляд, объясняется тем, что до настоящего времени под юридической деятельностью понималась «опосредованная правом государственно-властная деятельность управомоченных на то органов». Думается, что такое определение в большей степени отражает сущностную сторону юридической практики в целом. Юридическая же деятельность настолько разнопланова, что очерчивать её границы функционированием лишь государственных органов вряд ли правильно: это всего одна из многочисленных сторон сложнейшего правового механизма.
2.    Прохождение практики в стенах правоохранительных органов можно свести к следующей простой формуле: «Делай с нами, делай как мы, но не делай лучше нас».
С практикой студентов мы связываем многое, а именно формирование у студентов-практикантов следующих необходимых ценностных качеств: творческого отношения к тому, что он делает или намеревается сделать, развитие активной мыслительной деятельности, формирование практических умений и навыков не только на основе знаний, но прежде всего на основе понимания сущности проблемы. И ещё, самое главное, чего не хватает практикантам – обретения навыков самостоятельного вынесения решений.
Иначе, всю эту практику можно просто назвать как пассивный экскурс в мир правоприменительной деятельности.
Что касается юридической клиники, это то самое место, где студенты разбирают под руководством  преподавателя не вымышленные, а настоящие казусы, оказывая непосредственную юридическую помощь нуждающимся в ней лицам, занимаясь  живыми, неразрешенными ещё делами.
Разрешая самостоятельно дела, давая самостоятельно консультации, студент формирует в себе те необходимые навыки, умения, которые пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности. Что касается его наставника, то при такой форме организации практики у него будет возможность выявлять сильные и слабые стороны теоретической подготовки студентов, что позволит ему вносить определенные коррективы в учебный материал.
Реализация предлагаемой нами формы практики, требует от нас сегодня в большей степени серьёзности и ответственности. Ведь нам хочется, чтобы это хорошее и прогрессивное нововведение не свернулось, ведь такое в нашей жизни случается очень часто.

Тольбаев Б.Л.
(преподаватель Юридической клиники)

Комментирование закрыто.