СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕАРЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

Черняк Т.В. (г. Новосибирск)

Десятилетний опыт исследования, консультирования и практического разрешения трудовых, межличностных, семейно-бытовых, управленческих и прочих конфликтов в государ­ственных и коммерческих организациях, а также обучение аль­тернативным методам разрешения конфликтов от 1,5 до 2 тыс. человек ежегодно через системы факультета повышения ква­лификации, факультета переподготовки специалистов, тренинги и семинары позволили автору подвести некоторые итоги.

Альтернативные методы разрешения конфликтов в право­вой сфере, такие как переговоры и медиация, нашли широкое применение в странах Европы, США, Австралии. Российский читатель только в начале 90-х гг. познакомился с методами по книгам американских ученых Р. Фишера, У. (Ори, У.Ф. Линкольна, конфликтологов из Австралии X. Корнелиуса и Ш. Фэйра и др. В те же годы началось активное обучение энту­зиастами этих методов через систему семинаров и тренингов.

Сегодня издано множество книг, учебных пособий по про­блемам социальных конфликтов, правовых конфликтов рос­сийского общества переходного периода, методам и способам разрешения конфликтов альтернативным путем; созданы науч­ный Центр конфликтологии ИС РАН и центры разрешения конфликтов в десятках городов России; изучение дисциплины «Конфликтология» введено в государственный стандарт высше­го образования. Но говорить о повсеместной популяризации конфликтологических знаний и опыта практической работы, о внедрении альтернативных способов разрешения правовых и социальных конфликтов: от семейно-бытовых и до территори­альных (Чеченский конфликт), - еще очень рано.

В своей преподавательской и консультативной деятельно­сти автор неоднократно встречал неприятие и отторжение многих положений конфликтологических знаний, проверенных и подтвержденных исторической и социальной практикой за­рубежных стран и России. Обучение методам переговоров и медиации, основанных на принципах сотрудничества, часто бывает сопряжено с острым негативизмом. Причем социальная принадлежность слушателей и их половозрастные характери­стики столь разнообразны, что в данном случае смело можно говорить о закономерностях, а не случайностях поведения. За десять лет работы аудиторию представляли: школьники стар­ших классов и студенты, персонал коммерческих и государст­венных организаций, руководители высшего и среднего уров­ней управления (от руководителей фирм и организаций, вклю­чая военных, до членов правительства республик Сибири), го­сударственные служащие всех уровней управления, сотрудники налоговых служб и работники юридической сферы.

Комментирование закрыто.