СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В свете событий, происходящих в обществе, нестабильной социальной ситуации, продолжающегося экономического кри­зиса Россия столкнулась с трудностями во всех сферах жизни -производственной, общественной, личной, семейной. Из-за экономических, социальных и других проблем распадаются семьи. У детей из неполных семей возникают проблемы в общении со сверстниками, педагогами и взрослыми. При остаю­щихся неразрешенными проблемах в подростковом возрасте поведенческие расстройства становятся труднокоррегируемыми. Здесь мы сталкиваемся со случаями депрессии, суицидаль­ной наклонностью, токсико- и наркоманиями, агрессивным по­ведением, что ведет к деформации личности.

В Краснодарском центре диагностики, коррекции и соци­альной реабилитации детей и подростков «Детство» создана программа поддержки сопровождения подростков группы «риска», призванная объединить усилия педагогов, психологов, социальных работников в профилактике правонарушений не­совершеннолетних.

Цель программы - психолого-педагогическая и социальная реабилитация подростков, склонных к совершению правона­рушений (стоящих на внутришкольном учете). Разработанная нами программа ориентирована на воспитание и социальную адаптацию.

Важнейшим этапом реабилитационной работы с подрост­ками явилось создание эффективного взаимодействия психо­лога Центра, завуча по психологической или воспитательной работе школы, школьного психолога и других специалистов. При составлении индивидуальных и групповых программ пси­холого-педагогической коррекции нами учитывались обшепсихологические закономерности подросткового возраста и ти­пичные для этого периода психологические реакции: эманси­пации, группирования, оппозиции, имитации.

В своей деятельности мы пытались решить следующие задачи.

1. Углубленное психодиагностическое и социально-педагогическое изучение причин девиантного поведения, со­ставление психолого-педагогических характеристик на учащихся, разработка рекомендаций для дальнейшей работы с данной категорией подростков для учителей и родителей.

2. Вовлечение данной категории подростков в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов, увлечений в этой сфере через творческое участие в досуговых объединениях школьников, кружках и секциях.

3. Переориентация криминальных групп подростков путем изменения их ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и психокоррекционной работы.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование позитивной «Я»- кон­цепции.

5. Формирование первичных навыков ориентации в усло­виях рыночной экономики, здорового предпринимательского духа, успешного «выживания» в кризисных условиях.

6. Формирование основ правовой культуры подростков, уважения к Конституции и законам Российской Федерации.

При комплектовании групп соблюдался принцип добро­вольности. Рассмотрим процесс формирования группы на примере средней школы № 58 г. Краснодара. Из 22 подрост­ков, состоящих на внутришкольном учете, в работе группы со­гласились принять участие 14 человек.

Комментирование закрыто.