Рославец и Шостакович

Прежде чем начать говорить об этом, имеет смысл заострить внимание на одну деталь, которая широко известна и многократно описана, но на которую в данном контексте обращают внимание не часто. Дело в том, что Высоцкий, как известно, был настоящим кумиром в Советском Союзе в 70-е - 80-е гг., но львиная доля всенародного обожания и почитания шансонье пришлась, в общем, на население РСФСР. Не только в неславянских республиках последней империи, но и на Украине и Белоруссии отношение к Высоцкому даже отдалённо не напоминало то, что имело место в России. Нет, его, конечно, любили и почитали слушатели по всем просторам СССР, но КУЛЬТ Высоцкого существовал, в основном, только в той самой великой Руси, которая союз нерушимый... сплотила навеки. А вот это означает одну, очень важную особенность: выходит, Высоцкий попал в десятку каких-то очень тонких, потаённых струн именно великорусского менталитета - то, что последователи Рериха именуют тонким планом . Такое удаётся далеко не каждому художнику: в этом и состоит главная причина столь всеобъемлющей любви народной к нашему герою. При этом, если б его слушатели могли (или же дали бы себе труд) РАЦИОНАЛЬНО сформулировать то, что составляло сердцевину этого удивительного попадания в десятку, то, возможно, даже обиделись бы (а уж удивились бы точно). Но... мы живём в тютчевском измерении и не внимаем язвительным строкам Игоря Губермана: Давно пора, ядрёна мать, умом Россию понимать!. Между тем, последовать сему совету зело небесполезно. Итак...

Во-первых, в менталитете великороссов есть (как сие ни прискорбно) некоторые родовые черты того, что Дюркгейм и Леви-Брюль определили как архаическую ментальность. По мнению уже известного нам немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера, примитивная ментальность отличается от современной не особой логикой, а своим ВОСПРИЯТИЕМ ПРИРОДЫ (выделено мной - Д. С.)... Примитивный человек не способен делать эмпирические различия между вещами, но гораздо сильнее у него чувство единства с природой. Не надо, конечно, представлять дело так, будто русские в своём психологическом развитии смахивают на туземцев, но Леонардо да Винчи одна черта российского менталитета несомненна - эмоциональное начало здесь явственно превалирует над рациональным (российский историк ХIХ в. И. Жданов даже определил это как женственность натуры, имея в виду эмоциональные приоритеты в психологической конституции прекрасной половины человечества). Не случайно же Тютчев высказался так, как высказался (насчёт России и общего аршина)... Отсюда - и определённая неприязнь к умникам (Ты чё, самый умный?), и магия простых решений (столь часто толкавшая российских политиков на принятие совершенно катастрофических и провальных вариантов), и частые рецидивы уравнительных тенденций (о чём писали братья Трубецкие в начале ХХ в.) - так, мол, справедливо, так по естеству!.. Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется - возвращающаяся к себе гармония, как у лука и лиры; эти слова, высказанные Гераклитом Эфесским ещё в эпоху античности, прямо могут быть адресованы нашим доморощенным любителям простоты... Природное в России вообще всегда обладало особенным весом (всё вполне естественно: 85% населения страны было крестьянским, да и дворяне со времён Екатерины II Краткое содержание Всадник без головы предпочитали жить в имениях, т. е., не в городской среде!). У Высоцкого на эту тему есть прямой пассаж в песне, где его бес водил по городу Парижу (Французские бесы):

Комментирование закрыто.