РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ «ПОДРОСТОК И ЗАКОН. ЖИВОЕ ПРАВО»

Клиническая программа «Подросток и закон. Живое право» начала свою непосредственную деятельность с сентября 1999 года.

За истекший период деятельности программы «Подросток и закон. Живое право» проведена работа по правовому обучению учащихся средних школ г. Ставрополя. В рамках указанного направления деятельности участников программы осуществлялось преподавание курса программы «Живое право» при постоянном сотрудничестве с разработчиками программы (Институт права имени принца П.Г. Ольденбургского).

С сентября 1999 года по февраль 2000 года координаторами программы проведена работа по подготовке студентов 2-3 курса к преподаванию программы «Живое право» в средних школах г. Ставрополя с использованием интерактивных методов обучения.

Подготовка студентов-клиницистов включала в себя следующие этапы:

  1. Прохождение общего курса практических навыков юриста по программе ЛКМО ЮФ СевКавГТУ.
  2. Ознакомление всех студентов с программой курса «Живое право».
  3. Ознакомление и практическое обучение студентов интерактивным методам обучения.
  4. Проведение студентами Юридической клиники уроков на выбранную ими тему из курса программы «Живое право» с использованием интерактивных методов обучения для остальных клиницистов. Обсуждение качества и результатов  проведения уроков.
  5. Распределение между студентами уроков для подготовки и проведения в школе. Подбор студентов с учетом уровня подготовки и возможностей совместной работы.
  6. Самостоятельное ознакомление студентов с планом и ходом урока  и подготовка к его проведению.
  7. «Пробная репетиция» проведения урока в аудитории Юридической клиники, где в качестве школьников выступали студенты Клинической программы «Подросток и закон. Живое право». Обсуждение клиницистами  проведения пробного урока и дача рекомендаций для улучшения его качества.
  8. «Генеральная репетиция» проведения урока.

Непосредственная реализация курса программы «Живое право» осуществлялась путем проведения уроков по тематике, включающей общие сведения о правах человека и об основных способах разрешения конфликтов.

В качестве преподавателей уроков выступали два студента – юноша и девушка. Каждый урок преподаватели менялись, что позволило задействовать всех студентов клинической программы «Подросток и закон. Живое право». Перед проведением занятий в школах все студенты принимали участие в качестве школьников на уроках, проводимых координаторами программы по курсу «Живое право».

В учебных заведениях г. Ставрополя занятия проводились во время, предоставленное администрацией (классные часы, уроки обществоведения). Указанные занятия  по курсу «Живое право» записывались на видеокамеру,  после проведения просматривались и обсуждались клиницистами с использованием метода «мозговой штурм».

Несмотря на небольшой опыт проведения уроков по курсу «Живое право» в г. Ставрополе с использованием интерактивных методов обучения, занятия получили положительную оценку со стороны администраций школ, учителей и, самое главное, школьников – участников проведенных занятий.

Студенты, проводившие занятия, выразили огромное желание продолжать работу по внедрению курса «Живое право» в школах, поскольку  подобная система привлечения студентов к отработке практических навыков позволяет приобрести опыт в общении с аудиторией, навыки публичного выступления и ораторского искусства.

В мае 2000 года координаторами клинической программы были проведены учебные беседы в средних школах г. Ставрополя в ходе проведения мероприятий по профилактике преступности школьников в летнее время. Все занятия проводились с использованием интерактивных методов обучения, что позволило повысить эффективность усвоения материала и заинтересованность учеников.

В период с июля по октябрь 2000 года клиническая программа «Подросток и закон. Живое право» провела следующую работу:

10 августа 2000 года был организован и проведен однодневный семинар для координаторов и участников клинической программы, преподавателей Вечернего лицея № 1 г. Ставрополя по теме «Разработка уроков права с использованием интерактивных методов обучения и методика их преподавания». Организатором семинара выступила Лаборатория клинических методов обучения (клиническая программа «Подросток и закон. Живое право») Юридического Факультета СевКавГТУ при поддержке Вечернего Лицея № 1 г. Ставрополя и Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г, Ольденбургского. Семинар проводился преподавателями Санкт-Петербургского института права имени П.Г Ольденбургского – ведущими специалистами России в области разработки и преподавания уроков «Живое право».

В ходе семинара были затронуты вопросы разработки уроков права в старших классах средней школы и в воспитательной колонии для несовершеннолетних подростков, проблемы построения указанных уроков, методические рекомендации при их разработке, методика преподавания в колонии для несовершеннолетних подростков и др. вопросы, касающиеся осуществления работы по преподаванию права с использованием интерактивных методик обучения.

В результате проведения семинара участники клинической программы «Подросток и закон. Живое право» приобрели необходимые знания в области разработки уроков права, методики их преподавания, разработки пилотных уроков по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

В ноябре 2000 года координаторами программы была достигнута договоренность с администрацией Вечернего Лицея № 1 г. Ставрополя об организации на базе Лицея Общественной приемной для оказания бесплатной юридической помощи воспитанникам Лицея. С января 2001 года студенты-участники программы осуществляют прием и консультирование несовершеннолетних клиентов, проводят профилактическую работу среди подростков с дивиантным поведением. Параллельно проводилась подготовка участников программы к реализации предложения администрации Вечернего Лицея № 1 г. Ставрополя к разработке собственной программы преподавания права, методик преподавания права осужденным подросткам, подросткам с дивиантным поведением и подросткам - членам семей беженцев.

С апреля 2001 года клиническая программа «Подросток и закон. Живое право» осуществляет свою деятельность в рамках реализации проекта «Правовое образование несовершеннолетних и осужденных подростков» при поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса). Россия. Основные направления проводимой в настоящее время работы выражаются в следующем:

- разработка и проведение в средних учебных заведениях г. Ставрополя уроков права по социально-значимой тематике с использованием интерактивных методик;

- разработка и проведение в средних учебных заведениях г. Ставрополя ролевых игр (судебный процесс, административное производство, альтернативные способы разрешения конфликтов);

- работа по правовому просвещению несовершеннолетних в местах лишения свободы на территории Ставропольского края.

За период реализации проекта участники клинической программы «Подросток и закон. Живое право» продолжали проводить уроки в 8, 9-х классах Вечернего Лицея № 1 г. Ставрополя. Особенности проведения уроков в указанном среднем учебном заведении были вызваны составом аудитории школьников, а именно разделение школьников в классах по половому признаку. Уроки, разработанные Санкт–Петербургским Институтом права имени принца П.Г.Ольденбургского, были переработаны с учетом особенности аудитории и проведены в 9 классах. Общая аудитория школьников – 196 человек.

Кроме того, студентами клинической программы разработано 8 уроков права и 2 ролевые игры, которые были проведены в 7 классах Средней школы № 25. Общая аудитория – 136 человек.

В рамках реализации проекта координаторами клинической программы «Подросток и закон. Живое право» совместно с молодыми журналистами программы «Поколение Пи» радиостанции «РУСЬ» было подготовлено 9 программ для несовершеннолетних по различным проблемам и вопросам правового характера..

Комментирование закрыто.