Разработка и внедрение в учебный процесс игрового компонента

Ролевая игра – один из способов обучения и приобретения профессиональных навыков. Для студентов юридических вузов такой способ обучения имеет очень важное значение. Деятельность юриста – это постоянное участие в судебных разбирательствах, споры между различного рода должностными лицами и органами, работа с клиентами, которые обращаются за помощью, и т.д. При этом юрист должен иметь навыки общения с клиентом, принимать участие во взаимоотношениях между клиентом и представителями органов власти, организаций, иметь навыки ведения дел в судах и т.д.
В процессе подготовки специалистов по специальности «Юриспруденция» зачастую преподаватели высших и средне специальных образовательных учреждений останавливаются на даче студентам теоретического материала, забывая о практической стороне деятельности юриста. Это приводит к тому, что студент, получивший диплом об окончании учебного заведения, не отвечает требованиям современной действительности. При окончании учебного заведения выпускники сталкиваются с рядом проблем: боязнь судебных заседаний, несоответствие требованиям, предъявляемым их работодателями, некачественное составление юридических и процессуальных документов. Это далеко не полный перечень тех проблем, с которыми сталкиваются студенты при окончании образовательного учреждения.
Что касается уголовно-правовой специализации, то по данному направлению студенты, устраивающиеся в правоохранительные органы, не имеют представления о деятельности следователя, дознавателя и других работников, та же проблема существует и в адвокатуре. Получается, что уже окончившего образовательное учреждение специалиста необходимо доучивать уже, так сказать, «в боевых условиях», что может негативно сказаться на дальнейшем карьерном росте данного специалиста.
Именно получение навыков работы следователя, дознавателя, адвоката, помощника прокурора и т.д. поможет студентам при осуществлении своей трудовой деятельности и повысит качество выполняемой ими работы.
Один из наиболее эффективных способов получения данных навыков – это ролевые игры, своего рода модель той или иной ситуации, которые возникают при осуществлении юристом своей трудовой деятельности. Ролевые игры позволяют студентам «в живую» увидеть то, с чем им придется столкнуться после окончания учебного заведения. Также неоценимую роль игра занимает в получении студентом навыков составления процессуальных документов. При ролевой игре у студента появляется возможность применения своих теоретических знаний на практике без дальнейших негативных последствий для самих студентов.
Но применение ролевых игр не сводиться к моделированию только одной ситуации, например проведения такого следственного действия, как осмотр места происшествия. Мы предлагаем при помощи ролевой игры комплексное изучение уголовно-процессуального законодательства, поскольку уголовный процесс – это основная дисциплина для студентов, обучающихся по уголовно-правовой специализации. Уголовно-процессуальное право изучается на третьем курсе вузов, поэтому ролевую игру, о которой будет рассказано ниже, необходимо проводить с теми студентами, у которых уже имеются теоретические знания по этой дисциплине.
Суть предлагаемой для введения в учебный процесс ролевой игры заключается в следующем: проведение предварительного следствия и судебного рассмотрения уголовного дела. Из числа студентов выбираются участники этой игры. Между студентами распределяются роли: потерпевший, следователь, дознаватель, прокурор, начальник следственного отдела, судья, секретарь судебного заседания, адвокат, обвиняемый, свидетели, эксперты, понятые, переводчик, специалист. Моделируется совершение преступления. Это может быть практически любое преступление (кража, убийство, грабеж, разбой и т.д.).
Моделирование происходит с учетом того, что при совершении преступления будут очевидцы, которые в дальнейшем станут свидетелями, но это не означает подготовку заранее продуманного выступления свидетеля перед следователем или судом, в данном случае очевидцы должны наблюдать сам процесс совершения преступления, и уже на основании той информации, которую они запомнят, должна проходить их дальнейшая деятельность в игровом процессе.
После этого студентам предлагается провести предварительное расследование и рассмотрение данного учебного дела в суде. Студенты в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ осуществляют предварительное следствие. Ход предварительного следствия, выбор следственных действий, порядок и последовательность их производства определяются самими студентами. Для более быстрого производства предварительного следствия над одним учебным делом могут работать несколько студентов, групповой метод расследования осуществляется в соответствии с УПК РФ.
Но проведение предварительного следствия не означает участия только тех студентов, которые выбрали роль следователей или дознавателей, в игровой процесс на этой стадии должны быть включены все участники (адвокаты при производстве отдельных следственных действий, судьи при санкционировании проведения следственных действий, прокуроры и т.д.). Как сторона обвинения, так и сторона защиты должны выбирать тактику своих действий. Не должно быть пассивного участия в игровом процессе. На данной стадии студенты составляют самостоятельно все процессуальные документы; для этой цели необходимо имеет архивное уголовное дело или процессуальные документы, которые присутствовали в реальном деле. Предварительное следствие производится в соответствии с теми сроками, которые установлены в УПК РФ.
После проведения предварительного следствия уголовное дело передается в суд для рассмотрения и вынесения приговора. Причем судебное заседание также производится по всем правилам действующего законодательства. При проведении судебного заседания ведется протокол судебного заседания. Дело рассматривается в полном соответствии с УПК РФ. Студенты, выбравшие роль государственного обвинителя, самостоятельно изучают материалы для подготовки к поддержанию обвинения в суде, аналогичную работу делают и студенты, выбравшие роль адвокатов.
В процессе рассмотрения дела судом студенты изучают собранные доказательства, заявляют ходатайства и отводы и т.д. Заканчивается рассмотрения уголовного дела вынесением приговора, который может быть обжалован опять же по инициативе студента, а не преподавателя. При обжаловании студенты составляют соответствующие документы.
В процессе игры вмешательство преподавателей должно носить наблюдательный и консультационный характер (только в том случае, если об этом попросит студент, вмешательства по собственной инициативе преподавателя не должно быть). В процессе игры могут быть добавлены или удалены из нее участники (рассмотрение дела судом присяжных, отказ от защитника, отводы и самоотводы и т.д.).
После окончания игрового процесса преподаватель указывает студентам на их ошибки и недочеты. На мой взгляд, такую игру необходимо проводить несколько раз с одними и теми же студентами, причем не меняя ролей.
Участие студентов в подобной ролевой игре поможет им в приобретении профессиональных навыков, поможет определиться в дальнейшем с выбором рода своей деятельности, познакомит студентов с особенностями деятельности тех или иных должностных лиц.
Такого рода игры отвлекают студентов от однообразных занятий в виде лекции и семинаров, помогут вызвать у них интерес к обучению и получению дальнейших профессиональных знаний и навыков.

Комментирование закрыто.