Принцип сотрудничества, равенства интересов

Перейти на принцип сотрудничества, равенства интересов - значит для личности избавиться от страха быть кем-то побе­жденным. Это возможно лишь при психологической, социальной, экономической, политической, правовой, физической и нравственной защищенности «Я».

Как видим, сегодня в обществе не созданы нормальные условия жизни личности, гуманистического отношения к ней, что явилось бы основой для повсеместного распространения нена­сильственных альтернативных методов разрешения правовых  конфликтов. Обратимся к особенностям национального харак­тера россиян. Какие черты могут препятствовать внедрению новых методов решения конфликтов?

Под национальным характером понимается совокупность тех специфических норм поведения и деятельности, которые типичны для той или иной нации, или совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложивших­ся на основании системы ценностей. С этой точки зрения исследователи (П.И. Смирнов, 1994) определяют русский нацио­нальный характер как «нерыночный», «служебно-общинный», с выраженностью таких душевных черт, как терпеливость, сми­рение, способность к повиновению, привычка к достижению богатства, власти незаконными или аморальными средствами и т.д. Вероятно, что эти черты характеристики ментальности не предполагают активности, творчества, сотрудничества, равен­ства, интересов альтернативных методов разрешения конфлик­тов. Учеными Санкт-Петербургского университета в 1997 г. было проведено исследование с целью изучить психологиче­ские ориентации и поведенческие стереотипы русского этноса в городах России от Москвы до Якутска. В результате был со­ставлен психологический портрет русского человека (приведем лишь некоторые характеристики по блокам).

Ориентация на коллективизм. На ее основе формируются такие поведенческие стереотипы и черты личности, как щед­рость, терпимость, доверчивость.

Ориентация на духовные ценности. Совестливость, стремление к справедливости, альтруизм, правдивость и т.д.

Данные качества не противоречат принципам гуманисти­ческой психологии.

Ориентация на власть. Такие стереотипы поведения, как чинопочитание, верноподданичество, формальное законопослушание, управляемость, конформизм. Данные черты не по­зволяют выстраивать равноправные отношения при разреше­нии правовых конфликтов альтернативными методами, так как свидетельствуют об апатии и бессилии личности, уничижении ее в отстаивании своих интересов.

Ориентация на лучшее будущее. Оптимизм, надежда на то, что все образуется само собой, безответственность, бес­печность, лень, бесхозяйственность и т.д.

Данные качества отрицают активное достижение своих интересов, активное отношение к результатам разрешения конфликта.

Учет особенностей национальной психологии не позволяет перенести на отечественную почву модель американской или какой-либо другой альтернативной формы разрешения право­вых конфликтов без критического осмысления всего рацио­нального, плодотворного и, главное, приемлемого для наших условий, что накоплено в зарубежной практике. В противном случае - велика вероятность отторжения.

Кроме указанных особенностей, необходимо сказать и о про­блеме деформации социальных отношений и общения как факте российской действительности, отмеченном в ряде исследований.

Главными критериями нормального состояния социальных отношений являются прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права, в сфере нравст­венности, культуры, общечеловеческих ценностей. Именно эти фундаментальные приоритеты лежат в основе нормальных, ци­вилизованных взаимосвязей. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений.

Деформация социальных отношений означает их несоот­ветствие общепринятым правовым, экономическим, нравст­венным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества. К признакам де­формации относятся: отсутствие свободы выбора, свободы слова, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая зависимость и др. Дефор­мация социальных отношений приводит к деформации лично­сти и общностей, т.е. социальной патологии.

Особенно остро социальная патология проявляется в пе­риод ломки социальных институтов, что характерно для сего­дняшнего российского общества. Социальная патология нахо­дит свое выражение в переворачивании всего с ног на голову: искажении шкалы ценностей, приоритетов, «Я - образа», самооценки, утрате самоуважения, достоинства, возникновению самоуничижения, «комплекса неполноценности».

Социальная патология характеризуется дегуманизацией, утратой культуры, нравственности, снижением психологиче­ского здоровья нации, ростом проституции, наркомании, пьян­ства, умышленных убийств и самоубийств. Впервые на эти яв­ления обратил внимание Э. Дюркгейм и назвал данный фено­мен «аномией». Он считал, что все это - следствие дезоргани­зации общества.

Социальная патология может приобретать черты средне­вековой психологии и проявляться в нетерпимости к предста­вителям иных религий, других наций. Все эти явления - сего­дняшняя действительность. Приведем пример «гулаговской психологии». Вот ее симптоматика:

- насилие как идеология, как картина мира, как образ жизни;

- милитаризация общественного мнения;

- наличие синдрома раболепия по отношению к начальству и чувство «хозяина» по отношению к нижестоящим;

-социальная шизофрения: подозрительность, поиск врагов;

- навязчивые страхи, фобии;

- внешний локус контроля поведения (объяснение неудач за счет внешних помех);

- формирование массового комфортного человека, некритичного, лишенного индивидуальности;

- лишение человека субъективности и превращение его в объект воздействия, что проявляется в снижении активности, ослаблении способности к изменениям;

- возникновение мутантов типа шариковых и швондеров, доминирующая черта которых - воинствующее бескультурье;

- преобладание силовых, нецивилизованных способов уре­гулирования конфликтов (выиграть любой ценой);

- повышенная внушаемость и мифологизация, стереотипы, установки, искажения неадекватной действительности шкалы ценностей.

Как видим, это полная противоположность характеристи­кам личности в гуманистической психологии, на которые ори­ентированы приемы и техники альтернативных методов разре­шения правовых конфликтов. Очевидно, что данная социально-психологическая почва будет отторгать ненасилие как принцип существования.

Комментирование закрыто.