Приложение: типовые стандарты для клинического юридического образования

Цели

Данные стандарты предназначены для достижения трех различных, однако связанных между собою целей:

  • Содействие (иногда необходимое и с профессиональной точки зрения) практической деятельности в рамках программ клинического образования.
  • Создание базы для осуществления программ клинического обучения.
  • Оказание помощи и защиты преподавателям и студентам, особенно в аспекте практической клинической деятельности.

Типовые стандарты были разработаны Ассоциацией клинического юридического образования (CLEO), которая является представительным органом всех тех, кто занят в системе юридиче-ского клинического образования или проявляет к нему интерес. Они предназначались в ка-честве руководства к клинической практике. Конечно, каждая клиника будет руководство-ваться собственными идеями и потребностями. Однако данные стандарты призваны обеспе-чить своего рода эталон для тех, кто проводит в жизнь программы юридического клинического образования или создает юридические клиники, а также отразить обширный опыт тех, кто уже занимается клинической деятельностью, как в Великобритании, так и за ее пределами. Данные стандарты применимы как для работы со студентами последних курсов, так и с теми, кто уже закончил высшее учебное заведение.

CLEO предлагает типовые стандарты для различных видов клинического образования, в том числе, для юридических клиник, обслуживающих «живых» клиентов[2], для моделируемых клиник, а также для помещений клиник.

Первая редакция данных стандартов предназначается для юридических клиник, работающих с «живыми» или реальными клиентами, и охватывает три основных области:

  • Задачи обучения и его результаты.
  • Профессиональные требования.
  • Практическая деятельность.

Задачи обучения и его результаты

Эта глава основывается на посылке, что образовательный смысл любого учебного курса, в том числе и клинического, должен быть четко определен. Это необходимо для того, чтобы и преподаватели, и студенты поняли основные задачи курса и требования к его участникам.

Основными задачами клиник, обслуживающих реальных клиентов, являются следующие:

  • Интенсификация учебного процесса, а также углубление понимания студентами материаль-ного права, судебного процесса и судебной этики, а также роли закона в жизни общества.
  • Подготовка таких студентов, которые могут приложить навыки и знания, полученные в клиниках, работающих с реальными клиентами, для того, чтобы понять каким образом и почему были успешно разрешены те или иные дела и определить их место в контексте изучаемых правовых дисциплин.
  • Обеспечение студентам возможности активно участвовать в процессе обучения.
  • Использование способствующих обучению методов оценки, которые сами по себе являются стратегической неотъемлемой частью обучения.
  • Обеспечение студентам возможности овладеть передающимися (передаваемыми) правовыми навыками, которые помогут студентам в изучении правовых дисциплин.

Результаты обучения – это те цели, которые студенты должны достичь в результате изучения данного курса, а также процесс, обеспечивающий их достижение. Эти результаты должны учитывать академический уровень обучения студента, а также индивидуальные потребности, которые могут появиться у студентов в процессе достижения этих результатов.


[1] Brian H., Duncan N., Grimes R. Clinical Legal Education: Active Learning in Your Law School. London. 1998. P.120-135. Дополнены и исправлены авторами в октябре 1997 г. только в части, касающейся ссылок. Основная часть текста остается в том же виде, в каком она была принята.

[2] Мы вновь используем здесь термин «живые» клиенты (live-clients) вместо обычно предпочитаемого нами термина «реальные клиенты» (real-clients).

Комментирование закрыто.