Помощь незащищенным слоям населения

Я  начала работу в юридической клинике в феврале 2000 года. Поступая в юридическую клинику, я хотела получить практический опыт работы по юридической специальности, так как теоретических знаний, усваиваемых в ходе обучения в университете, недостаточно для того, чтобы стать юристом. Теория без практики быстро забывается.
Занятия в клинике - это одновременно и теория, и практика. Обучаясь в юридической клинике, я еженедельно участвовала в двух часовых аудиторных занятиях, где затрагивались различные темы (интервьюирование, консультирование, планирование, допрос, альтернативное разрешение споров и т.д.). Эти занятия очень много дали мне, поскольку ни на лекциях, ни на семинарах такого рода знания не даются. Это именно то, что необходимо мне как будущему юристу. Например, после занятия по теме «Альтернативное разрешение споров» я теперь всегда, когда ко мне обращается клиент, думаю, а нельзя ли здесь применить медиацию.
Моя теоретическая подготовка как будущего юриста совершенствовалась также в процессе чтения лекций по курсу избирательного права для студентов из города Бежецк. Эти лекции вызвали интерес у ребят, они активно, хотя в начале достаточно боязливо, принимали участие в лекции-игре. Они пригласили нас провести занятия по другим темам.
Непосредственно практический опыт работы был получен в ходе оказания юридической помощи гражданам, обращавшимся в юридическую клинику. За время работы в клинике мною было рассмотрено четырнадцать дел. Вопросы, с которыми обращались граждане, разнообразны: здесь и земельный спор, и порядок вступления в наследство, и взыскание компенсации за книгоиздательскую продукцию, и бездействие судебных приставов-исполнителей и т.д.
Некоторые дела были не сложными и разрешались в течение одной консультации (например, дело № 448): в клинику обратилась Водова и попросила разъяснить порядок выселения из общежития. Сама она вместе со своей несовершеннолетней дочерью проживала в общежитии тверского технологического колледжа, откуда ее собирались выселить в административном порядке. Клиентке было разъяснено, что администрация общежития не может выселить ее по собственной инициативе, так как в соответствии с жилищным законодательством выселение осуществляется только на основании судебного решения. Кроме того, клиентке было предложено обратиться в прокуратуру Московского района города Твери с тем, чтобы не допустить произвола администрации общежития, а также в городскую администрацию с просьбой предоставить ей и ее дочери другую жилую площадь.
Другие дела требовали много времени, обращения к большому количеству нормативного материала. Дело № 365: в клинику обратилась Абова Ф.А., она требовала составить ей исковое заявление о выплате неуплаченной части пенсии. Оказалось, что пенсию ей исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это положено по действующему законодательству. Для составления искового заявления пришлось немало изучить нормативных актов и судебную практику. Я не знала, ни как исчисляют пенсию, ни как ее получают. В ходе работы над иском я поняла, насколько запутано российское пенсионное законодательство, что в этой области права граждан всячески ущемляются. Было установлено, что действует Федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в размере 0,7. Однако на практике данная норма нарушается, применяется более низкий коэффициент, у клиентки он составляет 0,5. Органы, исчисляющие пенсии, руководствуются не Федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ. Но любому юристу известно, что Федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем рекомендации.
Кажется, все – есть все основания для составления искового заявления, уже готов текст, осталось только указать, какую сумму требует взыскать клиентка. И вот здесь... Необходимо было рассчитать пенсию по коэффициенту 0,7 и вычислить разницу между тем, что клиентка получала, и тем, что ей должны были выплачивать. Никто в клинике не знал, как исчислять пенсию, этим должны заниматься бухгалтеры. Сообщаю клиентке, что необходимо исчислить пенсию по новому коэффициенту, для этого ей предлагается сходить в отдел социальной защиты. Там она получает отказ на основании того, что у них компьютер не настроен на коэффициент 0,7. Клиентке составляется письменное заявление в отдел социальной защиты, где она просит пересчитать пенсию, а в случае отказа письменно мотивировать свое решение. Это было необходимо для того, чтобы была возможность обжаловать бездействие органов социальной защиты, и тем самым заставить их исчислить пенсию. Однако письменный ответ получен не был. Что делать? В исковом заявлении не хватает только пары цифр.
Я начинаю понимать, что дело безнадежно, также узнаю, что суды переполнены такого рода заявлениями, но их под любым предлогом отклоняют или просто не рассматривают. Объясняю это клиентке, и после этого она говорит нам спасибо и заявляет, что обращаться в суд  с иском не будет.
Очень жаль пенсионеров, страдающих от произвола государственных органов и несовершенства пенсионного законодательства.

Комментирование закрыто.